Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на
стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума…", и меня сразу привлекло
яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя.
В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и
многие другие творения великого классика, легко можно увидеть
переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и
мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода
мысли и слова строжайше наказывалась обществом и властью. Известны и
случаи из истории, когда свободомыслящий человек объявлялся сумасшедшим,
как, например, П.Я. Чаадаев, с которым А.С. Пушкин был лично знаком;
Чаадаев был первым, кого в России объявили сумасшедшим по политическим
причинам. Возможно, именно этот случай вдохновил Пушкина к созданию
этого стихотворения. Также в год, когда это стихотворение было написано,
автор находился в Петербурге, под жестким контролем властей, и можно
предположить, что в этот момент его творчество выражало безысходность и
бессилие в борьбе с царизмом.
Вольность слова А.С. Пушкин в этом
стихотворении сравнивает со свободой физической: он резво пускается в
темный лес, заслушивается волн, полон счастья, глядит в пустые небеса,
он сравнивает себя с вихрем, ломающим леса и разрывающим поля. Мне
кажется, что в этой фразе, в этом сравнении автор сопоставляет
стихотворство, наносящее удары по самодержавию, с ураганом, неистовым и
сокрушительным, в своей силе не осознающем опасности.
А опасность
эта есть, и очень серьезная, ведь, как мы знаем из биографии Пушкина,
власти, недовольные его стихами, всегда находили способ заставить
замолчать, - ссылкой ли, унизительными ли приказами…
…И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака…
Однако А.С. Пушкин в первой строфе отмечает, что он не дорожит своим
разумом, и его страшат только наказание, потеря друзей, позор и
одиночество.
Яркое, эмоциональное начало стихотворения, призыв
высшей силы, бога, для того, чтобы отгородиться от столь желанного
"сумасшествия", заставляет читателя проникнуться чувствами автора,
понять самую суть переживаний. Здесь также использована анафора:
…Нет, легче посох и сума,
Нет, легче труд и глад…
Эти слова особенно подчеркивают противоречивые эмоции и отрицание своего желания "сойти с ума". А в строках
…И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса…
повторы придают подвижность, живость стихотворению.
Заканчивается же это произведение контрастным противопоставлением воли и
неволи: яркий голос соловья – брани ночных смотрителей, глухой шум
дубрав – визгу и звону оков. Этот контраст великолепно завершает
стихотворение, обобщая идею и логично приводя к некому выводу, скрытому
от нас.
Эта эмоциональность, выразительность, художественно яркая
идея, столь распространенная в творчестве поэта, и привлекли мое
внимание. И мне хотелось бы перечитать это стихотворение, такое простое
на первый взгляд, но таящее в себе множество загадок, связанных с
жизнью, биографией А.С. Пушкина. Хотелось бы перечитать и найти для себя
новые и новые моменты, много значащие для этой вечной темы – темы
Свободы.