Непременный компонент почти всего стихотворчества — пейзаж.
Основные
темы поэзии автора — любовь, творчество, природа — не существуют в его
стихах раздельно. Они переплетаются и сливаются воедино ввиду целостного
авторского подхода к миру. В мире живет все, что в нем есть, природа,
таким образом, ничем от прочих элементов мироздания не отличается. Да,
ей присуща большая толика жизненной силы, но она не уникальна в этом
отношении.
Стихотворение "Ветер" написано как будто в совершенно
привычной для читателя по творчеству других поэтов манере: за стенами
дома дует ветер.
Я кончился, а ты жива.
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу.
Однако он раскачивает не только лес, но и дачу! Тем самым дом приравнивается к лесу, к деревьям.
Не каждую сосну отдельно,
А полностью все дерева
Со всею далью беспредельной,
Как парусников кузова
На глади бухты корабельной.
Природа,
поэтическое восприятие и воспроизведение ее в лирических произведениях,
именно то, что подразумевается под одним словом "пейзаж", составляют
одну из ключевых тем его творчества. Пристальное внимание поэта, не
упускающее ни малейших тонкостей, элементов, присутствует почти в каждом
его стихотворении и адресовано к прекрасному миру природы: зима и
весна, снег и дождь, леса и луга, горы и моря, деревья и травы воспеты
поэтом с ликующим восхищением. Пастернак не отдает предпочтения и не
разъединяет природу на родную и экзотическую, на живую и неживую. В
равной степени она вся живет и существует для него, вмещается в его
поэзию наряду со всеми прочими родами бытия и наряду с самим автором.
И это не из удальства
Или из ярости бесцельной,
А чтоб в тоске найти слова
Тебе для песни колыбельной.