Конспект по истории россии 8 класс данилов косулина 15 параграф

0 голосов
2.0k просмотров

Конспект по истории россии 8 класс данилов косулина 15 параграф


История (12 баллов) | 2.0k просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Гипермаркет знаний>>История>>История 8 класс>>Образование и наука
 § 15. Образование и наука

Развитие образования. В самом начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. Проведенная в 1803 г. реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе уездного училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причем, что было очень важно, в них принимались дети «всякого состояния», без различия «полу и лет». Правда, несмотря на провозглашенную «непрерывность» образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества (в их числе и А. С. Пушкин). На время Лицей стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободомыслия.Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. Помимо единственного до того в России Московского университета, только в первые два десятилетия века были открыты пять новых: Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819).В 20—50-е гг. отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Если в начале века важнейшим считалось общее образование, то теперь школа была нацелена главным образом на воспитание нравственности, основанной на религиозных началах.При Николае I сохранились все типы школ, но каждый из них стал сословно обособленным. Приходские од- ноклассные училища предназначались теперь для представителей «низов». В них в течение года обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. В уездные трехклассные училища принимали детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь обучали русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии. В семиклассных гимназиях учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время Министерство народного просвещения заботилось об увеличении численности учебных заведений. Если в начале века в стране существовало всего 158 училищ, то к середине века около 130 начальных школ было уже в каждой губернии.Увеличивалось и число высших учебных заведений. Особенно быстрыми темпами развивались училища по подготовке специалистов в различных областях. Выпускники этих училищ поступали на службу в соответствующие министерства. Открывались также технические высшие учебные заведения.Рос объем выпуска литературы для всех слоев населения. В 40-е гг. известность приобрели книги издательства А. Ф. Смирдина, выпустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших русских писателей. Причем по своей цене эти книги были доступны самым широким слоям населения. Развивалось и библиотечное дело. Библиотеки в 30—40-е гг. были открыты по инициативе местной общественности в большинстве губернских и уездных городов России.Совершенствование системы образования во многом способствовало и развитию отечественной науки.
Биология.К началу века богатейший фактический материал о развитии живых организмов и систем нуждался в серьезном переосмыслении.
(138 баллов)