С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым
фрагментам текста и отражать основную идею каждого из
них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) что такое товар;
2) стадии существования товара;
3) важнейшие свойства товара;
4) ценность товара.
С2 Что такое товар? Какие виды товара названы в тексте? Объясните
различие между этими видами товара.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение товара: «товар — это продукт труда, произведенный
для продажи с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке»;
2) виды товара: материальный и нематериальный товар;
3) объяснение, например: материальный товар — это вещь, а
нематериальный — полезная деятельность.
СЗ Используя содержание текста, заполните таблицу:
Пример
Стадия существования
товара
Модельер разработал новую коллекцию женской одежды.
Мэрия предоставила очередникам новые квартиры.
Ученик съел обед в школьной столовой.
Инспектор ГИБДД регулирует дорожное движение.
Бизнесмен продал свою яхту.
Должны быть названы следующие стадии существования товара в приведенных
примерах:
1) производство;
2) распределение;
3) потребление;
4) производство;
5) обмен.
С4 Какие два важнейших свойства товара приведены в тексте? Покажите
каждое из этих свойств на примере любого товара.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. важнейшие свойства
товара:
•удовлетворять какие-либо человеческие потребности, быть полезным для
покупателя,
т. е. обладать потребительной стоимостью;
•обмениваться на другой товар или деньги в определенном количественном
соотношении, т. е. обладать меновой стоимостью;
Важнейшие свойства товара могут быть даны в иных, близких по смыслу
формулировках.
2) примеры проявления каждого свойства, допустим:
•теплый свитер защищает человека от холода — этим определяется его
потребительская стоимость;
•теплый свитер можно продать и на вырученные деньги купить, например, брюки
или
сумку; его также можно обменять, допустим, на юбку или туфли — так
проявляется
его меновая стоимость.
С5 Недовольные низкой зарплатой работники супермаркета обратились к
директору с требованием повысить зарплату и улучшить условия труда. Директор
отказал им, сославшись на то, что решить этот вопрос может только владелец
супермаркета, постоянно проживающий в другой стране. Какие основания (принципы)
распределения отразились в данном примере? Приведите фрагмент (- ы) текста,
помогающий (-е) решить эту задачу.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие
его смысл)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: работники и директор супермаркета
— наемные работники, поэтому распределение основывается на затратах и
результатах труда; владелец супермаркета вложил капитал, что
является основанием распределения;
Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
2) фрагмент текста, например:
• «В современном обществе распределение чаще всего осуществляется по
затратам
и результатам труда или по вложенному в производство капиталу»;
• «Наемный работник, выполнив работу, получает заработную плату. Чем лучше
он выполняет поставленную перед ним задачу, чем большее количество
продукции
он производит, тем выше его заработная плата. Это и есть распределение по
затратам и результатам труда»;
• «прибыль, которую приносит фирма, принадлежит ее владельцу, поскольку
фирма создана на его деньги. Так осуществляется распределение по вложенному
капиталу».
С6 В тексте говорится, что «приобретая товар для личного потребления,
покупатель определяет его ценность, исходя из полезности». Согласны ли вы с
этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два
аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Содержание верного ответа и указания к
оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не
искажающие его смысл)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) мнение учащегося: согласие или несогласие с высказанной
позицией;
2) два аргумента (объяснения), например:
в случае согласия может быть указано, что
• любой товар призван удовлетворять определенные потребности человека; чем
более
значимы эти потребности, тем большую цену готов потребитель заплатить за
товар;
• потребитель стремится приобрести наиболее функциональный товар с
наибольшим
сроком службы;
в случае несогласия может быть указано, что
• в некоторых ситуациях покупатели действуют эмоционально и приобретают
товар, не
обладающий значительной полезностью;
• дорогостоящие предметы роскоши могут по своим полезным свойствам ничем
не
отличаться от более дешевых аналогов, однако люди, достигшие определенного
статуса, приобретают именно их.