Два десятка лет, после выхода в 1990 году в «Художественной литературе» двухтомника Ивана Петровича Шухова, книги его в Москве ни разу не издавались. И вдруг, нежданно – негаданно, пришла из российской столицы добрая весть: издательство «Вече» решило выпустить отдельными томами романы «Горькая линия» и «Ненависть», Нет, «добрая весть» - сказано бледно: вернее – весть окрыляющая – в 2011 году исполнится восемьдесят лет со дня первого выхода там же, в Москве, обеих книг!
Факт говорит сам за себя : минуло почти три четверти прошлого века, десятилетие века нового, произошли « на нашей земле и вокруг» глобальные перемены, а книги выжили, не канули в пучину времен! И стало быть, по-прежнему нужны теперь уже и нынешнему – «постсоветскому» читателю. Причем, оба романа пополнили собою авторитетную, выходящую на протяжении нескольких лет издательскую серию «Сибириада». В ней увидели свет такие широкоизвестные, любимые в народе книги, как «Угрюм-река» Вячеслава Шишкова, «Амур-батюшка» Николая Задорнова, «Дерсу Узала» Владимира Арсеньева...
Интересно все-таки – почему же неисчислимое множество литературных творений исчезает без следа зачастую еще при жизни их создателей и только отдельные произведения остаются востребованными все новыми и новыми поколениями читателей? Насчет соотношения первой категории книг – обреченных на быстрое забвение, и второй – остающихся, условно говоря, в вечности, - есть такое суждение писателя, доктора экономических наук Александра Потемкина. За девятнадцатый век, пишет он, ценностное духовное качество обрели книги около сорока авторов, в двадцатом веке – ничуть не больше, А какое невероятное количество печатных изданий было выпущено?! Десятки, а то и сотни тысяч имен вбрасывались на читательский рынок. Но в классической категории остались единицы. Сказано без всякой схоластики – предельно лаконично, просто и наглядно: на бездонную прорву словесной макулатуры всего-навсего около сорока книжных шедевров!
Такова статистика. Но не менее интригующе и важно проследить : а есть ли некие критерии, по которым происходит отбор – отделение литературных зерен от плевел ? Этим вопросом задался другой исследователь – Петр Алешкин, опубликовавший в «Литературной России» статью «Какие книги выбирает время?». Размышляя о классических произведениях мировой литературы, писатель отметил три основных критерия, которым они отвечают. Во-первых, в центре всех произведений, прошедших строгий суд времени, всегда судьба человека со своим своеобразным, присущим только ему живым характером. Во-вторых, во всех классических произведениях события не пересказываются, авторы не повествуют о жизни человека, а изображают ее, изображают словом, образами. В – третьих, язык. Здесь автор статьи поясняет, почему только на третье место можно поставить формулу Сомерсета Моэма: классическое произведение должно быть написано просто, ясно и благозвучно. Можно назвать немало книг, которые написаны не благозвучно и не просто, но они стоят в первом ряду мировой классики. Например, романы Достоевского. Они стоят в первом ряду самых великих книг мировой литуратуры, потому что они полностью отвечают двум основным и нескольким второстепенным критериям.