Около 97% населения Ливии относится к мусульманам-суннитам. В Киренаике сильно сенуситское влияние, в то время как остальные части страны придерживаются нормативного ислама[2]. Особняком в ряду мусульманских народов Ливии стоят туареги, для которых ряд национальных особенностей оказался выше религиозных. Так, например, в их среде не получило распространения многожёнство, а женщины не закрывают лица[3].
Последователями различных ветвей христианства (копты, католики, протестанты) является около 3% населения. После смены власти в стране в результате гражданской войны проповедь христианства превратилась в стране в уголовное преступление[4].
Образование[править | править код]
Образование западного типа стало проникать в страну в период итальянской оккупации, но широкое распространение получило лишь после обретения независимости[5].
При правлении Муаммара Каддафи образование в стране на всех уровнях стало бесплатным. В результате чего за годы его правления уровень грамотности в стране поднялся с 25% до 95%. Полное школьное образование — 12-летнее, 9-летнее образование является обязательным[6].
Третья ступень включает профессионально-технические и педагогические колледжи и религиозные учебные заведения.
Также субсидировалось получение ливийцами высшего образования за границей: оплачивалось не только само обучение, но и ежемесячно студенты получали стипендию в размере $2300 на проживание и аренду жилья[7].
До начала гражданской войны в 2011 году в Ливии действовало 10 университетов и 14 научно-исследовательских центров[8].
Крупнейшими библиотеками страны являются Государственная библиотека в Триполи и библиотека Ливийского университета в Бенгази[9].
Литература[править | править код]Современный ливийский прозаик аль-Куни
Приблизительно с VII века литература Ливии развивается в русле арабской литературы. После вхождения в XVI веке в состав Османской империи в литературе региона начинается упадок. Хотя в XVII-XVIII веках появляется целый ряд суфийских поэтов, таких как Омар бен аль-фарид и Ахмед аль-Бахлюли. На рубеже XVIII-XIX веков работали такие авторы как Ахмед аш-Шариф, Мустафа бен Зикри и Сулейман аль-Баруни. Во время итальянской оккупации в патриотическом духе писали Ахмед Рафик аль-Махдауи, Ибрахимааль-Уста Умар и ас-Сейид Ахмед Ганнаб[9]. В таком же ключе работал берберский писатель Сулейман аль-Барони[10].
В 40-50-е годы XX века в ливийской литературе начинает развиваться проза, в большей степени новелла. В этом направлении работали Мустафа аль-Мисурати, Абу Харрус, Ришад аль-Хуни, Мухаммед Афиф, Талиб ар-Рави, Заима Сулейман аль-Баруни и другие[11].
С 70-х годов получает известность современный ливийский романист и новелист Ибрагим аль-Куни. Наиболее известные новеллы — «Внеочередная молитва», «Утраченные факты из жизни мага», «Глоток крови», романы — «Лунное затмение», «Крупица золота», «Кровоточащий камень»