1. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Налоги и сборы являются источником доходов государственного бюджета. (Б)Они
обеспечивают финансирование обороны страны, фундаментальной науки, образования,
медицины и т. п.
(В) Если граждане будут уклоняться от уплаты налогов, то, скорее всего, у государства
не будет средств на развитие социальной сферы.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты;
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений
2. Выберите верные суждения о налогах?
1) Налоги составляют доходную часть государственного бюджета.
2) Прямые налоги, в отличие от косвенных, обязательны для уплаты.
3) Налоги взимаются только с расходов граждан.
4) Прямые налоги отличаются от косвенных тем, что они обязательны для уплаты.
5) Акциз – вид косвенного налога.
6) Подоходный налог взимается только с промышленных предприятий.
7) Налоги – основная статья расходов государства.
8) Уплата налогов – обязанность всех участников экономической деятельности.
3. С доходов граждан взимается налог на доходы физических лиц в размере 13%. Объектом
налога является
1) налогоплательщик;
2) налоговая служба;
3) заработная плата
4) фирма
4. В стране Z с доходов граждан взимается налог в размере 20%. Объектом налога являются
(-ется)
1) процентная ставка;
2) налоговая служба;
3) заработная плата
4) налоговый кодекс
5. В приведенном списке указаны черты сходства прямых и косвенных налогов и отличия
прямых налогов от косвенных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы
порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт
отличия.
1) взимаются с граждан и фирм
2) включены стоимость товаров и услуг
3) взимаются с дохода, прибыли, недвижимости
4) обязательны для уплаты.
6. Прочитайте текст и выполните задания
Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Налоги
и сборы являются основным источником доходов государственного бюджета. Уплата
налогов является одной из главных обязанностей граждан.
Налоги выполняют следующие функции: фискальную (обеспечивают финансирование
государственных расходов на содержание государственного аппарата, оборону страны и
той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов,
например фундаментальная наука, многие учебные заведения, библиотеки и т.п.);
распределительную (перераспределяют доходы между разными группами населения в
целях сглаживания неравенства в обществе); стимулирующую, или антиинфляционную
(способствуют развитию научно-технического прогресса, увеличению числа рабочих
мест, капитальных вложений в расширение производства путём применения льготного
налогообложения); воспитательную (сдерживают потребление продуктов, вредных для
здоровья, устанавливая на них повышенные налоги); контрольно-учётную (посредством
налогообложения ведётся учёт доходов граждан, предприятий и организаций).
По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.
В мировой практике существуют следующие системы по видам налоговых ставок:
прогрессивная, пропорциональная, регрессивная. В прогрессивной системе ставка
налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости
имущества. В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка
налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода,
прибыли, имущества и т.п.). В регрессивной системе налогообложения предусмотрено
снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода
или имущества.
(По материалам энциклопедии для школьников)
1) Как в тексте определяется воспитательная функция налогов? С опорой на
обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите пример,
иллюстрирующий выполнение этой функции.
2) Какие две категории налогоплательщиков названы в тексте? Почему уплата налогов
является одной из главных обязанностей граждан?
3) Объясните основное различие между прямыми и косвенными налогами. Привлекая
обществоведческие знания, приведите по одному примеру каждого из названных видов
налога (обязательно указывайте, какой вид налога Вы иллюстрируете).
4) В стране Z возник значительный дефицит бюджета. Правительство вынесло на
рассмотрение парламента законопроект об отказе от пропорциональной шкалы и
введении прогрессивной шкалы налогообложения.
5) Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите по одному
возможному аргументу (объяснению) сторонников и противников этого нововведения.
6) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.