Изучение первого пункта нового материала — «Тадеуш Костюшко» — можно построить несколькими методическими путями:
а) рассказ учителя о биографии руководителя восстания с элементами беседы о причинах и подготовке восстания;
б) обсуждение подготовленных учащимися сообщений о Т. Костюшко (в случае, если учитель предлагал подготовить подобные сообщения в качестве опережающего домашнего задания).
При изучении второго пункта «Ход восстания» необходимо раскрыть содержание понятий «Акт восстания», «косинеры», «Поланецкий универсал», «якобинское» течение в восстании, «Наивысшая литовская рада», «пражская резня»; содержание лозунга восстания «Свобода, целостность, независимость»; роль Я. Ясинского и Т. Вовжецкого в организации и ходе восстания. С этой целью учитель может использовать портреты данных исторических деятелей, а также сообщения учащихся, подготовленные в ходе выполнения опережающего домашнего задания. Далее в качестве дополнительного материала приводится хронология основных событий восстания, которую учитель может использовать при объяснении нового материала (например, для организации заполнения учащимися соответствующей хронологической таблицы):
24 марта — начало восстания в Кракове. Создание Высшей Национальной рады.
24 апреля — освобождение повстанцами Вильно от российских войск и создание Наивысшей Литовской рады. Принят «Акт восстания народа Великого княжества Литовского».
7 мая — победная битва повстанцев под командованием генерала армии ВКЛ Якуба Ясинского с российскими войсками около деревни Поляны (ныне Ошмянский р-н).
7 мая — издание Т Костюшко Поланецкого универсала.
9 мая — присоединение части шляхты Брестского воеводства к повстанцам.
27 мая — битва с российскими войсками под Липнишками, что недалеко от Ивья.
12-16 июня — рейд отряда Михала Огинского по Минщине:
13 июня — освобождение от российских войск Воложина;