Эта удивительная штука под названием жизнь полна чудес. Не верите?
Суровая красота Северной страны с ее простым народом и первозданной природой, с ее жестокими, но справедливыми законами выживания и быта – нет ничего прекраснее сдержанного величия Аляски. Такой, какой ее увидел великий американский писатель, путешественник и просто Человек с большой буквы Джек Лондон. Он прекрасно знал, о чем пишет. Он видел всех этих людей, общался с ними, был кем-то из них: золотоискатели, коммерсанты, северные индейцы, егеря, залетные путешественники, моряки, военные и даже женщины, белые богини и индианки. Все эти люди, попавшие в условия первозданной природы, явили нам самое главное, что только может быть в человеке – его душу.
Потому что человек – порождение природы и только на фоне природы проявляется по-настоящему вся его сущность, начинает сверкать его душа. Север не терпит лжи, южной изнеженности и городской изворотливости. Каждое слово здесь точно передает смысл вещи или явления, потому что от этого зависит жизнь. Ваша и ваших товарищей.
Джек Лондон знаменит не только своими романами и повестями, но и малым жанром – отличными яркими рассказами, в которых рисует жизненные ситуации, людей и конфликты, безусловно имевшие свои реальные прототипы – с таким правдоподобием они изображены. Двадцать рассказов-шедевров входят в сборник малой прозы под названием «Любовь к жизни» по названию одного из самых знаменитых рассказов писателя, сюжет которого был недавно воплощен в фильме «Выживший». И знаете что? В книге нет ни одного проходного текста. Вообще ни одного. Каждый рассказ – маленький шедевр, с той или иной стороны изображающий нам жизнь Севера и Юга. Что касается Аляски, Лондон живописал в основном быт золотодобытчиков и коммерсантов, пытавшихся как-то заработать на Лихорадке. Ему были интересны мужчины и женщины, белые и индейцы, человек и зверь. Сила слова Лондона – в его простоте. Лондон не прибегает к каким-то изощренным оборотам и новаторским приемам, потому что главную роль в его текстах играет живая история о простых и важных вещах: любовь, выживание, нажива, предательство, свирепость стихии, конкуренция, любовь к жизни, наконец.
Рассказы посвящены не только Аляске, но и Гавайям, и Южным морям и островам, где тропический зной способен свети с ума любого. Лондон и здесь отлично знает предмет: он убедительно и просто рассказывает об индонезийских индейцах, о колонизации островов белыми людьми, о тропических ураганах, о пловцах и первых серферах, о ныряльщиках за жемчугом. Есть в книге история о мексиканце, который обречен на победу – потому что отступать назад нельзя. Все эти тексты связаны между собой непоколебимой правдивостью, жизненностью сюжетов, в которых нет ни капли лжи. Персонажи текстов Лондона именно потому выходят такими настоящими, человечными, убедительными, что писатель не стремится что-то преувеличить и просто описывает то, чему был свидетелем. Это роднит его с Хемингуэем, который писал всегда, по сути, жизнь – осмысливал ее в художественном плане и черпал из нее свои сюжеты.
В конечном счете, это правильно. Потому что жизнь – главное чудо, удивительная вещь, настоящее сокровище, если человек сможет насладиться ею по-настоящему. Лондон совершает маленькое волшебство и ненадолго позволяет нам перенестись в те места и стать теми людьми, которые когда-то проживали эту трудную, полную лишений, страданий, радостей, но все же такую удивительную – жизнь.