Победа над пространством. В третьей четверти XIX в. европейской товарной массе стало тесновато на прилегающих к старому континенту рынках. Возможности экстенсивного развития за счет освоения периферийных районов, находящихся на небольшом и среднем удалении от производственных центров цивилизации машин, были исчерпаны. Муза обогащения повлекла европейцев дальше и дальше от родных берегов. Благо, потребность в дальних странствиях была обеспечена соответствующей возможностью. Начинался «век угля и пара». Технологический уровень европейцев достиг пороговой точки, за которой стартовала научно-техническая революция. Паровая машина обеспечила рывок при выполнении ответственной задачи: извлечение дешевой и мощной энергии. Первоначальные габариты машин были велики настолько, что использовали их лишь на крупных предприятиях. Но наука не стояла на месте. Источник энергии инженерам удалось сделать достаточно компактным для установки на корабль. Обретенные благодаря паровому двигателю возможности поражали. Капитанам теперь не было необходимости поджидать попутного ветра или неделями лежать в дрейфе, с тоской наблюдая за бессильно повисшими парусами. Период, потребный для самого длинного путешествия, сократился. Человечество одержало первую крупную победу над временем. Сила пара скоро позволила любому торговцу, не страшась состариться в пути, добираться до тех мест, куда раньше ходили лишь легендарные герои.Утилитарный смысл перемен заключался в возможности извлекать прибыль не только из неплохо освоенных земель, обрамляющих Атлантику, но покорить просторы Восточной части Индийского и Тихого океанов. Предоставившейся возможностью Европа воспользовалась сполна. В процессе ознакомления с перспективными направлениями было выяснено: открывшийся регион – «эльдорадо капитализма». В недоступных прежней торговле районах проживали сотни миллионов людей, где развитие находилось на разных уровнях типа хозяйственной деятельности, но в любом случае уступало уровню Европы.