За что Воланд и судьба награждают Маргариту?

0 голосов
120 просмотров

За что Воланд и судьба награждают Маргариту?


Литература (24 баллов) | 120 просмотров
Дано ответов: 2
0 голосов

Перечитайте последние сцены романа. Воланд разговаривает с Левием Матвеем и интересуется судьбой мастера: "Что же вы не берете его с обой в Свет" - на что Левий печально отвечает: "Он не заслужилСВЕТА, он заслужил ПОКОЙ" (ЗАМЕТЬТЕ, НЕ ВОЛАНД НАГРАЖДАЕТ СВЕТОМ ИЛИ ПОКОЕМ, ОН ЛИШЬ ТОЛЬКО ВЫПОЛНЯЕТ РАСПОРЯЖЕНИЯ ВЫСШИХ СИЛ СВЕТА, ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ КОТОРЫХ НА ЗЕМЛЕ БЫЛ ИЕШУА)
Катарсис романа-мифа рожден справедливостью вечного закона: «Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя» Миф верит в гармоническое равновесие мира. «Все будет правильно, на этом построен мир» . Прощение рождает прощение. Пилат прощен тем, что болен раскаянием, прощен и «трижды романтический мастер» , конфликт с миром преодолен, «память стала потухать» . Покой дома, музыка Шуберта, дружелюбие гостей и красота природы окружают мастера и Маргариту, которые удостоены счастия за верность любви. Но есть и свет, живой теплый свет свечей и солнца. «Мастер и Маргарита увидели обещанный рассвет. Он начинался тут же, непосредственно после полуночной луны». . Мы оставляем мастера «в блеске первых утренних лучей» . Мир щедрее строгого судьи, который решил, что «мастер не заслужил света, он заслужил покой» . И в этой щедрости финала булгаковского романа – победа пушкинского начала, которое пронизано верой в добрые начала мира. При всей ироничности московских глав роман заканчивается лирически. Поэзия, гармония, солнце пушкинской светлой веры в жизнь побеждают в финале романа

(245 баллов)
0 голосов

Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" - многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.

В булгаковском романе четко прослеживаются различия между двумя этими силами. Добро и зло здесь персонифицированы: олицетворением добра выступает Иешуа Га-Ноцри, а воплощением зла - Воланд.

Иешуа - это воплощение чистой идеи. Он - философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Его цель была в том, чтобы сделать мир чище и добрее. Жизненная философия Иешуа такова: "Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые". "Добрый человек", - обращается он к прокуратору, и за это его избивает Крысобой. Но дело не в том, что он так обращается к людям, а в том, что он действительно ведет себя с каждым обычным человеком так, как будто бы он есть воплощение добра.

Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус - жив в душах людей. Мастер, главный герой романа, пишет роман о Христе и Пилате.

Мастер пишет роман, восстанавливая евангельские события, придавая им статус реальных. Через него Добро и Истина снова приходят в мир и снова остаются неузнанными.

Воланд, как Мефистофель и Люцифер, является воплощением зла. Считается, что главное занятие Сатаны - неутомимое сеяние соблазнов и разрушения. Но, вчитываясь внимательно в роман, можно убедиться, что Воланд для этого как-то слишком гуманен.

Мне кажется, что Воланд, олицетворяя зло, явился в данном случае посланником добра. Во всех поступках можно увидеть или акты справедливого возмездия (эпизоды со Степой Лиходеевым, Никанором Босым), или стремление доказать людям существование и связь добра и зла.

Поэтому Воланд в художественном мире романа - не столько противоположность Иешуа, сколько дополнение к нему. Добро и зло в жизни удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в Варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины дерутся из-за денег. Думается, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда - не цель, а средство справиться с людскими пороками.

На первый взгляд, итоги романа неутешительны. И в романе мастера, и в романе о мастере добро в борьбе со злом терпит поражение: распят Иешуа, сожжен роман. Столкновение творческого духа с неправедной реальностью заканчивается страданием и смертью. Но Воланд говорит: "Все будет правильно. На этом построен мир". Это значит, что действительность существует все-таки ради добра. Мировое зло и страдание - нечто преходящее, они закончатся вместе со всей драмой бытия.

Но в жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя путать. Трусость, предательство - самые тяжкие человеческие пороки.

Роман "Мастер и Маргарита" - роман об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.

Подробнее - на Znanija.com - znanija.com/task/17825947#readmore

(126 баллов)