Ын Рюрика Игорь (ок. 877-945) стало править самостоятельно. Он
вынужден был пойти войной на древлян, которые платили дань Олегу, но от
нового князя “затворились в градах”, то есть не пустили к себе Игоря и
его дружину.
В степи тем временем появились кочевники печенеги, угрожавшие и Руси,
и Византии. Игорь заключил с ними мир. Это позволило ему в 941 году
отправиться в очередной поход на Константинополь. Но греки уже
представляли, какая угроза исходит от Русской земли, и хорошо знали
самих русских, так как княжеские дружинники со времен Олега состояли на
службе у византийских императоров. Болгары предупредили греков о том,
что многочисленные русские ладьи движутся к границам Византии, и греки
отбили натиск руси. Против ладей они использовали особую горючую смесь –
“греческий огонь”. Уцелевшие после разгрома под стенами Константинополя
воины Игоря рассказывали, что у греков есть оружие, которое, словно
молния, сжигает корабли.
Византийцы используют “Греческий огонь” (древнерусская миниатюра).
Против русских ладей греки применили особую горючую смесь – “Греческий
огонь”.
Игорь вернулся с остатками дружины в Киев и стал собирать новой
войско. Послал он и за море к варягам, призывая их “на греков”. В 1944
году, наняв печенегов, Игорь вновь двинулся к границе Византии. Войско
его остановилось на Дунае, и туда к князю явились греческие послы с
предложением мира. Игорь внял советам дружины и не пошёл вновь
испытывать судьбу под стенами Константинополя. Был заключен новый
договор с греками, но он уже не содержал льгот, дарованных прежде
победителю Олегу.
Зачем Игорь пошел на Константинополь? Дело в том, что договор о мире
заключался, как правило, на 30 лет и в 941 году истекал срок выгодного
договора Олега. А новый князь хотел заставить греков продлить его.
Игорь опять вернулся в Киев. Дружина роптала. Она не получила
богатств, о которых мечтала, и князь решил возместить потери за счет
дани. Он снова отправился к древлянам. Они отдали дань, которую платили
ему прежде, но князь с малой дружиной остался в их земле, желая получить
больше. Древляне прислали к Игорю послов. Они предупредили, что всю
положенную дань он уже собрал. Но Игорь не внял их словам. Тогда
древляне убили его (византийский историк рассказывает, что Игоря
привязали к согнутым деревьям, которые, распрямившись, разорвали
несчастного).
Древляне отправили послов к вдове Игоря Ольге. Послы сообщили, что
муж ее убит, ибо был он “как волк, уничтожающий стадо”. Их же князья –
добрые пастыри, и древляне предлагают Ольге своего князя в мужья. Ольга
для виду согласилась на новое замужество, но сама велела перебить
послов, а затем и сватов. С дружиной и малолетним сыном Святославом она
отправилась в древлянскую землю, чтобы оплакать мужа на его кургане, а
потом войском прошла по ней огнем и мечом.
Но летописец рассказал о мести Ольги не только для того, чтобы
устрашить подданных русских князей. Результатом ее деяний была правовая
реформа: Ольга отменила полюдье. При этом способе сбора дани князь с
дружинниками разъезжал по подвластным племенным землял, а в апреле,
когда на Днепре сходил лед, возвращался в Киев. Ольга установила во всей
Русской земле, от Киева до Новгорода, новую систему сбора дани. Теперь
дружина стояла (гостила) в особых пунктах – погостах, куда и свозилась
дань. Родоплеменное право уступало праву государственному.
Интересное: