Изучение и изложение этой проблемы целесообразно начинать с изучения роли сакских племен в истории в целом, в истории Казахстана, в частности. В первом тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока сформировались государства Ассирия и Мидия. В VI в. на смену Мидийской державе приходит государство Ахамейидов. Основателем его явился Кир (второй), который в 550 г. до н. э. создал огромную державу. В состав Ахаменидского государства в промежутке 530 —522 гг. до н. э. входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака. Так написано в Бехистунской надписи, высеченной по приказу царя Дария. Кто же такие были саки? Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев, на степных просторах Казахстана, согласно сведениям древних источников, в частности Авесты, обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи». В сочинениях же греческих авторов они фигурируют под названием «скифы». Это название вошло в историю как синоним кочевников. Письменные источники делят саков на:
- саков-тиграхауда (носящих остроконечные шапки);
- саков-хаомоварга (изготавливающих напиток хаома);
- саков-парадарайя (заречные саки);
- саков-аримаспы («стерегущие золото грифов»)