Главная задача транспорта – перевозка грузов и пассажиров внутри страны и за ее пределами. Его роль в такой большой стране, как Каз-на, особенно велика. Транспорт – основа нормальной работы всей экономики. Он обеспечивает производственный процесс, связывает предприятия, отрасли и регионы, перевозит внешнеторговые грузы. Каз-н имеет крупный транспортный комплекс. Но у него есть нерешенные проблемы: недостаточно имеющихся путей сообщений, они пока невысокого кач-ва(особенно автомобильные дороги). С этим связана небольшая скорость движения, а значит, и пропускная способность транспортных «артерий». Используется много устаревших транспортных средств. Отставание транспорта сдерживает рост многих производств(для улучшения его работы надо обновить созданные пути сообщения и построить новые, увеличить грузоподъемность и скорость доставки грузов).
Виды транспорта: наземный, водный, воздушный, трубопроводный и электронный.
Наземный – большое значение имеют ж/д(скорость движения значительна, а стоимость перевозок невелика). Первая крупная ж/д магистраль – Оренбург-Ташкент(1904-05). 3 меридиональные магистрали: Оренбург-Ташкент, Трансказахстанская(Петропавловск-Караганды-Шу),Туркестано-Сибирская(Семей-Алматы-Луговая) и 2 широтные: Среднесибирская(Челябинск-Костанай-Кокшетау-Карасу), Южно-Сибирская(Карталы-Астана-Кулунда-Барнаул).
Автотранспорт– дорогой и экологически «грязный». Общая протяж-ть автомагистралей около 100 тыс.км.А для нормального хоз-вания Каз-ну надо иметь в 2 раза больше. Самый насыщенный автотрассами регион – Север. Автомобильный транспорт Каз-на развивается в нескольких направлениях. Реконструируются действующие и прокладываются новые магистрали. Строятся дороги в сельской местности. В крупных городах пассажиров перевозит экологически чистый электрический транспорт – троллейбусы (Алматы, Петропавловск, Астана, Тараз и др.) и трамваи(Павлодар, Алматы, Усть-Каменогорск,Караганды). В Алматы приступил к работе единственный в стране метрополитен.
Водный транспорт – потребляет немного топлива и имеет низкую себестоимость перевозок объемных товаров. Но у него небольшая скорость движения, работа часто сезонная, а судоходные трассы не всегда идут в нужном направлении. Главные морские «ворота» страны – незамерзающий торговый порт Актау. По грузообороту(10 млн т в год) он – один из крупнейших на Каспии. Главные грузы – нефть(85%), прокат и зерно.