ейзаж (от франц. «местность, страна») — это картина природы, в искусстве созданная художественными средствами. В эпическом и лиро-эпическом произведениях используются изобразительные возможности литературы, природа описывается, в повествовании о ней важны характеристики времени года, местного колорита. Так, в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображена русская природа и в то время, когда «Стоял ноябрь уж у двора» (гл. 4), и после того, как «Снег выпал только в январе/На третье в ночь...» (гл. 5), и когда «в воздухе нагретом/Уж разрешалася зима» и «грязно тает/На улицах разрытый снег» (гл. 8), уступая место северному лету — «карикатуре южных зим» (гл. 4), но все же пленяющему теплом и цветеньем куртин (от франц. «клумба, группа деревьев»), лугов, сада, леса (гл. 3).
В лирике внимание уделяется не описанию природных явлений, а выражению настроений, которым они соответствуют или противоречат. Красота, разнообразие, свобода, гармоничность природы — черты, трогающие чуткого к эстетическим впечатлениям художника, который наполняет образный мир своего стихотворения их отблесками. В природе лирический герой находит отзыв своим идеальным стремлениям, неприемлемым в обществе, и поэтому у представителей романтизма они являются антитезой. Пейзажная лирика — это объединение стихотворений, написанных на одну тему, но в ее раскрытии не выстраивается преемственных связей, восприятие природы индивидуально, в нем проявляется своеобразие мироощущения.
Пейзажная картина в лирическом монологе всегда имеет выразительную цель, в связи с чем надо пытаться не только воспроизвести детали изображения, но понять, что за настроение побуждает лирического героя вглядываться в природу. Нельзя упускать ни того, ни другого аспекта: пейзаж, обрисованный тонким ценителем красоты, важен и сам по себе, однако акцентирование в нем определенных особенностей служит художественной цели, раскрыть которую значит найти ключ к тайне авторского мировоззрения.