Денежная реформа, начатая Улугбеком в 832/1428-1429 гг, стала ключевым моментом в экономическом развитии государства Темуридов. Она соответствовала уровню развития товарно-денежных отношений и призвана была способствовать их интенсификации. В то же время изучение всего комплекса разноплановых источников этого периода свидетельствует о том, что было бы глубоко неверным оценивать реформу Улугбека как отдельную экономическую акцию, направленную лишь на улучшение денежной системы государства. Она была одним из звеньев в цепи глубоко продуманной и цельной программы по стабилизации внутренней политики. Денежная реформа, декретированная и частично осуществленная Улугбеком, по существу явилась лишь одним из трех взаимосвязанных направлений серьезного экономического реформирования, которое составило ядро внутренней политики Улугбека.
Рассмотрим подробнее характер денежной реформы Улугбека. Основной задачей реформы являлась попытка преобразовать чекан и обращение медных монет, игравших, как уже отмечалось, важнейшую роль в развитии ремесленного производства и насыщения торговли товарами широкого потребления, - следовательно - самой доходной статьи экономики государства. Таким образом, реформа была направлена, в первую очередь, на поддержку интересов центральной казны и интересы торговли. Интересы торговли требовали неизменной, прочной монеты, которая к тому же не знала бы областных и удельных барьеров. Именно такую монету торговле и дала реформа.
Реформирование денежной системы проводилось в два этапа. На первом этапе из обращения были изъяты старые монеты. Они были обменены на новые монеты; к чекану их приступили сразу несколько монетных дворов в Самарканде, Бухаре, Шахрухийе, Андижане, Карши и Термезе. На втором этапе, когда денежная масса новых медных регалий достигла необходимого уровня, обращение старых монет было запрещено. Производство медных монет стало осуществляться централизованно на одном монетном дворе.
Улугбек решил сосредоточить чекан медных монет не в стольном Самарканде, а в Бухаре. Причина такого решения крылась в том, что централизация чекана медных монет означало значительное увеличение нагрузки на тот единственный монетный двор, который смог бы справиться с возросшим в несколько раз производством единой медной монеты. По-видимому, самаркандский монетный двор, занимавшийся к тому времени чеканом серебряных и медных монет, не отвечал поставленным задачам в силу ограниченности производственных мощностей, поэтому центром производства единой медной монеты была выбрана Бухара. Самаркандский монетный двор продолжал выпуск серебряных монет. Их чекан экономически был выгоден казне, но значительно большее значение имела информация политического характера, которую несла в себе серебряная регалия.
Как известно, Улугбек перешел к чекану серебряных монет от своего имени только после смерти отца. Естественно, что чекан монет с именем государя мог осуществлять лишь столичный монетный двор. Медные же регалии к тому времени чеканились без упоминания имени государя, в связи, с чем централизованное производство этих монет мог взять на себя любой другой крупный город.