Прочитайте текст. Выполните задания 11 - 20.
(1) Жизнь прекрасна еще и потому, что человек может путешествовать. (2) Это давнее и верное
наблюдение мне хочется дополнить соображением о том, что действительность, несомненно,
привлекательна еще и тем, что у всех нас есть счастливая возможность почти всегда и везде читать
книги. (3) Путешествие и чтение – занятия родственные.(4) Путешествуя, мы узнаем новые края,
города, села, видим, как за далью вновь и вновь открывается другая манящая даль. (5) Узнавая в пути
ранее неведомых нам людей, приобретая друзей, а бывает и недругов, расширяя круг знакомых, мы
глубже постигаем самих себя... (6) Но разве не то же происходит с нами при чтении литературы?
(7) Человек на длительном историческом пути создал такие удивительные искусства, как музыка,
поэзия, живопись, зодчество, ваяние, повествующие своим языком о многообразии окружающего нас
мира. (8) Но только книга выражает человека полностью. (9) Она воспроизводит человека всего – от
мельчайших и тоньчайших душевных движений до его вселенских деяний. (10) Думаю, что иногда
общение с книгой значит для нас ничуть не меньше, чем общение с человеком.
(11) Книгу любят старые и молодые, академики и школьники. (12) Она – жизнь нашего времени
(Е. Осетров).
11.Укажите вариант, который более всего подходит для названия текста:
а) «Искусство чтения»; б) «Чтение и путешествие – занятия родственные»; в) «Книга и человек»;
г) «Похвала книге».
12. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
а) второе; б) пятое; в) седьмое; г) девятое.
13. Укажите предложение, в одном из слов которого допущена орфографическая ошибка:
а) второе; б) четвертое; в) пятое; г) девятое.
14. Определите тип придаточного в предложении (7):
а) изъяснительное; б) сравнительное; в) определительное; г) образа действия.
15. Укажите предложение с последовательным подчинением:
а) второе; б) четвертое; в) пятое; г) седьмое.
16. Укажите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (3):
а) следственные; б) пояснительные; в) сопоставительные; г) причинные.
17. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие настоящего времени:
а) четвертое; б) пятое; в) девятое; г) десятое.
18. Укажите предложение, в котором есть глагол первого спряжения прошедшего времени:
а) первое; б) четвертое; в) седьмое; г) одиннадцатое.
19. Определите предложение, в котором отсутствуют вводные слова:
а) второе; б) пятое; в) шестое; г) десятое
20. Укажите предложение, в котором имя существительное образовано приставочным
способом:
а) первое; б) второе; в) четвертое; г) пятое.