2.
Мимикрия – это эффект подражательного сходства по форме и окраске тела представителей незащищенных видов насекомых с более защищенными. Либо это внешнее сходство животных с объектами окружающей среды. Мимикрия является еще одной из множества загадок непостижимой сложности и целесообразности устройства организмов и поведения особей. Многие ученые считают, что она не могла стать результатом проб и ошибок. Одним из примеров проявления такой мимикрии служит внешнее подобие бабочек белянок некоторых видов геликонидам, разновидностям южноамериканских булавоусых бабочек. Многие из геликонид обладают резким запахом и неприятны на вкус, благодаря чему их не трогают птицы. А бабочки белянки наделены целым комплексом подражательных возможностей, чтобы напоминать свои прототипы. Они держатся вблизи летающих или отдыхающих геликонид, имея не только подобную форму и окраску крыльев, но даже характер полета. В Южной Америке на одном кусте могут располагаться бабочки пяти видов практически одинаковой окраски. И хотя ядовиты представители только одного вида, птицы не трогают никого.
Кто посмеет напасть на перепончатокрылых? Одного раза будет достаточно, чтобы больше не захотелось. Под надежной охраной чужого устрашающего облика неуязвима бабочка-стеклянница. Она имеет желтое как у осы брюшко с полосками и прозрачные крылья, которые почти не несут чешуек, – ну точная копия осы. Мухи-журчалки тоже удивительно похожи на ос, а представители некоторых их видов – на шершней. Ильницы-пчеловидки напоминают пчел, шмелевидки – шмелей, а жука-восковика тоже не отличишь от шмеля. Безвредный европейский и южноамериканский шершневидный мотылек тоже защищен тем, что замаскирован под жалящего шершня.
Бабочки некоторых видов имеют на крыльях яркие пятна в виде глаз, отпугивающие хищников. Обычно крылья сидящей бабочки сложены, но при прикосновении к ней, они мгновенно раскрываются. Рисунок глаз отпугивает мелких птиц. А некоторые гусеницы имеют ложные глаза и наделены способностью также извиваться всем телом. Такое демонстрационное поведение гусеницы обычно отпугивает от нее мелких птиц и других хищников.
Вполне съедобный мотылек-медвежонок сохраняет жизнь благодаря ультразвуковой мимикрии. Этот мотылек наделен удивительной способностью «подражать» щелкающим высокочастотным звукам, которые издают для своей защиты тигровые ночные мотыльки. Ведь летучие мыши, которые охотятся по принципу эхолокации, избегают насекомых со щелкающими звуками. Их наследственные знания, иногда дополняемые приобретенным опытом, показывают что, как правило, «звучащая» добыча ядовита или имеет отвратительный вкус. Почему? Секрет прост – ядовитые насекомые используют предупреждающие ультразвуковые сигналы потому, что для летучих мышей, которые охотятся в ночное время, яркая окраска не имеет значение. Заодно летучие мыши не трогают вполне аппетитного мотылька, «подражающего» несъедобному.