Мцыри - плеННый ребёнок , выросший в монастыре , готовящийся стать монахом. Но по характеру он не _ похож на настоящих иноков. Главная заповедь монаха - быть смиреННым , отрешиТЬся от мира , от его радостей. А главная черта и Мцыри-ребёнка, и Мцыри-юноши непокорность, свободолюбие:
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Все думали, что “к плену он привык, стал понимать чужой язык”, а на самом деле герой лелеял в душе "разгульной юности мечты". И вот “в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала” остальных обитателей монастыря, он убежал, потому что во что бы то ни стало хотел вернуться в родной дом, к близким по духу людям, чтобы жить на родной земле по законам и обычаям своих предков.
Можно назвать НЕсколько прИчин его бегства. Во-первых , всю сознательную жизнь он провёл в плену, и поэтому естественно его желание увидеть родину:
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен,—
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Во-вторых, кроме монастыря он нИчего не видел, а человеку, особенно молодому, хочется узнать что-то новое, например, "чудный мир тревог и битв", «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы». И наконец, стать монахом — значит уйти из мира, спрятаТЬся от него за высокими стенами обители. Но Мцыри ещё так молод. Он считает, что монахом можно стать в старости, потому что в старости уже "прекрасный свет
постыл", ибо все в этой жизни узнано, все попробовано, сил радоваться чему-то новому не осталось. Об этом он и говорит в своей исповеди:
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл: ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил,— я также мог бы жить!
Три дня , проведеННые вне стен монастыря , являются главными в его жизни. Это подчёркивает и композиция поэмы: рассказу о жизни Мцыри в монастыре посвящено 4 главы, а о жизни на воле повествуют 21 глава (26 глав - минус 1 вступление, минус 4 о жизни в монастыре).
Многое узнал герой за это короткое время: увидел, как божествеННо прекрасен мир:
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег —
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ
почуВствовал, как прИтягательна может быть “безыскусственная” песня молодой грузинки:
И ближе, ближе все звучал
Грузинки голос молодой,
Так безыскусственно живой,
Так сладко вольный, будто он
Лишь звуки дружеских имен
Произносить был приучен.
Простая песня то была,
Но в мысль она мне залегла
ощутил, как может сердце жаждать битвы при встрече с барсом:
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови... да, рука судьбы
Меня вела иным путем...
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
НЕсмотря на молодость и огромное желание жить, Мцыри погибает. И гибель его закономерна, причём сам герой понимает это. Он объясняет на исповеди, почему заслужил такой жребий:
Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь, в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдет прямой и краткий путь...
Что я пред ним? Напрасно грудь
Полна желаньем и тоской:
То жар бессильный и пустой,
Игра мечты, болезнь ума.
На мне печать свою тюрьма
Оставила... .