(1462 – 1505гг) Русская православная церковь стояла на позиции единства русских земель и сыграла значительную роль в объединении Русского государства, поддерживая политику московских князей. Церковь стала проводить в жизнь мысль, что источник княжеской власти – это воля Господа. Провозглашаемая богоизбранность князя накладывала на него и определённые обязанности: быть благочестивым, милостивым, творить правый суд. Естественно церковь рассчитывала на ответную поддержку княжеской власти. У Ивана III отношения с церковью были непростыми. Возросшее богатство Церкви – огромный земельный фонд – виделся князю источником собственного богатства, необходимого для раздачи служилому слою феодалов. Обострилось и внутреннее положение самой церкви – на Руси в 15 веке распространилось несколько ересей (стригольники, жидовствующие и ересь Феодосия Косого), жестоко преследовавшихся Церковью. Гонения на еретиков в Новгороде начал архиепископ Геннадий и Иосиф Волоцкий – основатель Волоколамского монастыря. Иван III не мог не вмешаться в дела Церкви, так как вопрос приобрел политическую окраску. Внук Ивана, Дмитрий Иванович и его мать Елена Стефановна каким-то образом оказались связаны с еретиками. Иван III поначалу покровительствовал внуку и ереси, усиливал её позиции. При этом его сын Василий оказался отстранённым от власти. Поддержка Ивана III досталась и нестяжателям – течению в рядах Русской церкви, возглавлявшемуся Нилом Сорским. Нестяжатели призывали поднять авторитет Церкви, отказавшись от накоплений богатств и земельной собственности. Такая позиция устраивала светскую власть, позволяла выдвинуть план секуляризации церковных земель. Сторонники Иосифа Волоцкого, иосифляне, напротив, призывали увеличивать церковные богатства. Некоторые иосифляне даже высказывали идею господства церковной власти над светской. В этих условиях поддержка еретиков позволила Ивану III контролировать Церковь – без политической поддержки справиться с ересью было нельзя. В 1502г Иван III окончательно отвернулся от еретиков – союз с ортодоксальным православием позволял укрепить государственную власть, а это и было главной целью князя. Елена и Дмитрий были арестованы, церковный собор 1504г осудил ересь, некоторые еретики были сожжены, государство вновь получило могучую идеологическую поддержку. Власть должен был наследовать сын Василий, ставший фактическим соправителем больного отца.