Вечерней порой собралась молодежь села на гулянье. Они веселились и пели песни. От толпы их отделился один молодой казак с бандурой в руках. Звали его Левко. Украдкой ускользнув от товарищей направился он к хате, вкруг которой росли вишни.
Из хаты вышла к нему девушка – Ганна. Она была красавицей и молодые люди любили друг друга. Между ними возник разговор, которые обычно идут средь влюбленных.
Девушка поинтересовалась, говорил ли Левко с отцом по поводу своего намерения жениться на ней. На что тот ответил ей, что говорил, но старик делал вид, будто его и вовсе не слышит.
Потом взор Ганны пал на пруд. Там стоял старый дом. И девушка сказала, что будучи еще ребенком какую-то страшную историю слышала про него, но не помнит. Стала просить она Левко рассказать ей об этом доме. И он рассказал ей историю об утопленнице.
Грех на душу девушка взяла, утопившись в пруду, из-за того, что невзлюбила ее мачеха, а потом и отец родной выгнал дочь из дому, а прежде любил он ее и лелеял. Еще, рассказывали люди, будто и после смерти не успокоилась несчастная душа. Стала она среди утопленниц главной. И, как-то раз, подкараулив свою мачеху, утащила ее под воду. А та была ведьмой. И хитрой ведьмой. Прикинулась она одной из подопечных утопленницы. И, с тех пор не может отыскать ее падчерица. А если к ней попадет живой человек, то просит она его помочь ей найти свою обидчицу.
Тут молодые заслышали голоса приближающейся молодежи и им пришлось расстаться. Чуть позже еще раз навестить вздумается Левко свою возлюбленную. Но увидит он ее уже не одну. Он подслушает разговор девушки с мужчиной, в котором узнает он своего отца. Старик бессовестно волочился за молодой красавицей, говоря ей о том, что не бывать ей с Левко. Понял после этих слов молодой казак, почему отец его речи о женитьбе игнорирует. И, созвав своих товарищей, предложил им поглумиться над стариком, чтобы знал тот, как за молодицами ухлестывать.
Надо сказать, что отец его был головой. И слухи о нем ходили по селу не лестные. Был он вдовцом и жил со своячницей. Но водился таки за ним грех ухлестывать за молодыми девушками. Да и во всем остальном не хвалил народ его.
И вот, толпа веселых парубком по всему селу и под окнами головы, распевала долго песни о беспутстве его. Не пощадили они и писаря. И ему досталось от молодцев, так как его тоже не любили. Разошедшуюся молодежь пытались и голова, и писарь вместе с десятскими усмирить и изловить зачинщика в вывороченном шерстью вверх тулупе. Но, все их усилия были тщетны. Парни постоянно ускользали, не прекращая своих шуток.
А зачинщиком, которого несколько раз, как показалось голове и писарю, даже в чулан посадили, был ни кто иной, как Левко. Вот, уже бредет он уставший от ночного гулянья к пруду. Сон морит парня. Подошедши к старому дому, с изумлением увидел он, что тот вовсе и не обветшал. Ему даже показалось в пруде отражение женской головы, выглянувшей из окна. Парень подумал, что тут, верно, живет кто-то, а люди придумали сказки про него.
Тут Левко заиграл на бандуре и запел песню. Ставни на окне отворились и красивая панночка выглянула оттуда. Это была та самая утопленница, о которой россказни ходили. Попросила она Левко помочь ей узнать мачеху среди ее подопечных, которые в это время резвились на берегу пруда. За то обещала она наградить парня богато.
И он узнал злую ведьму. А в благодарность дала ему утопленница записку, сказав, что знает она, что лучшей наградой для парня будет женитьба на Ганне. Она заверила его, что если он отдаст эту записку своему отцу, то тот более препятствовать ему не будет.
И тут Левко пробудился. Он уже было решил, что все это причудилось ему. Но записка в руке его осталась. А тут и показались писарь, отец его и десятские. Раздосадовал голова, узнав сына своего, так над ним подшутившего. Но тут Левко вспомнил о словах утопленницы и протянул ему записку.
А в ней рукой комиссара было написано, что вскоре навестит он голову. Но к этому времени тот должен исполнить его указания, среди которых была и женитьба сына его на Ганне. Голова, испугавшись попасть в немилость и оплошать перед таким важным человеком, все поспешил приводить в исполнение.