«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древней русской литературы. Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано одно из самых гениальных произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве» . Оно является гордостью всей русской литературы. «Слово... » проникнуто большим человеческим чувством – тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Эта любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских жён по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря. Вот почему за это время оно не потеряло своего поэтического звучания, красок. Интерес к этому произведению в наши дни возрастает. Любовь к родине сделала его бессмертным – понятным и близким всем людям, искренне любящим свою родину и свой народ. Призыв «Слова... » к защите родины, к охране мирной жизни её народа звучит и сейчас с неослабевающей силой. Поэма вдохновлена реальными событиями русской истории. «Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода и написано под свежим впечатлением от этих событий. Это произведение собрано из намёков, напоминаний, глухих указаний на то, что ещё было в памяти каждого человека. «Слово... » – непосредственный отклик на события Игорева похода. Оно служило призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Заслуга автора в том, что он сумел стать выше частных интересов отдельных князей, понял необходимость объединения Русской земли и выразил эту мысль в ярких и живых образах и картинах своего гениального произведения. Автор «Слова... » считал, что только сильная княжеская власть способна объединить Русь и дать отпор внешним врагам. И поэтому он наделяет киевского князя Святослава Всеволодовича идеальными свойствами главы русских князей: он и «грозный» , и «великий» . Этот князь силён и войском, и судом, он вселяет страх пограничным с Русью странам. Образ князя Святослава воплощает собой идею сильной княжеской власти, которая способна осуществить единство Русской земли для защиты от врагов. Ярослава все внуки и Всеслава! Склоните стяги свои, Вложите в ножны свои мечи повреждённые, ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую на богатства Всеслава. Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой! Но всё-таки героем произведения является не какой-либо князь, а русский народ, Русская земля. И «Сово о полку Игореве» посвящено всей Русской земле в целом. Автор рисует её обширные пространства, такие как половецкая степь, «синее море» , Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига и многие города. В бескрайних просторах Руси могущество героев «Слова... » приобретает необыкновенные размеры: Владимира I Святославича нельзя было пригвоздить к горам киевским, галицкий Ярослав «подпёр горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота» . В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: солнце тьмою заслоняет путь князю – предупреждает об опасности, Донец стелет бегущему из плена Игорю зелёную постель на своих серебряных берегах, одевает его тёплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками. Перед битвой с половцами «кровавые зори свет возвещают; чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, пойти дождю стрелами с Дона великого... Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несётся. » А после поражения войска Игоря широкая печаль течёт по Руси. Широкий простор природы ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до Кобякова стана, к солнцу,