Русская церковь была носителем национально -
православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании
могущественной Руси. Чтобы построить независимое государство и ввести
инородцев в ограду христианской церкви, для этого русскому обществу
должно было укрепить свои нравственные силы. Этому посвятил свою жизнь
Сергий. Он строит троичный храм ,видя в нём призыв к единству земли
Русской, во имя высшей реальности. В религиозной оболочке своеобразную
форму протеста представляли еретические течения. На церковном соборе
1490 году еретики были прокляты и отлучены от церкви. Они связывали свои
идеи с задачами централизации. Еретики выступают против церковного
землевладения, существования сословия церковнослужителей и монашества.
Тесный союз церкви с государством - такова главная цель, поставленная
иосифлянами. Воззрения «не стяжателей» были во всём противоположны
взглядам Иосифа. Они требовали строгого разделения церкви и государства,
их взаимной независимости. Таким образом, историки уделяет большое
внимание развитию религиозной идеологии, в рамках которой формируется
теория «Москва -Третий Рим», которая обеспечивала компромисс царской
власти и церкви, указывая на то, что развитие этой теории шло в условиях
острой идейной борьбы внутри самой церкви между иосифлянами и не
стяжателями. Последнее наиболее активно использовали эту концепцию для
упрочения материального и политического могущества церкви.
В первых же годах своего правления Иван Калита дал
Москве нравственное значение переводом кафедры митрополита из Владимира в
Москву. Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уехал из Киева во
Владимир на Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени
посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на
перепутье в Москве. Преемником митрополита Максима стал Петр (1308).
Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном
Калитой. Вместе они заложили каменный собор Успения в Москве. Бывая в
Москве митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном
дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где
вскоре был заложен Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г.
Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и поселился на
новом митрополичьем подворье в Москве.