Впервые меоты и синды (одно из меотских племен) упоминаются у древнегреческих авторов VI – V вв. до н. э., Геродота, Гекатея Милетского, Гелланика Митилейского. Более подробно о них сообщает в своем труде древнегреческий географ и историк Страбон, живший на рубеже новой эры. Он отмечает множество пунктов ловли рыбы, а также «реку Малый Ромбит и мыс с рыбными ловлями, где работают сами меоты». Они занимаются земледелием. Меоты разделяются на довольно многие племена – это синды, дандарии, тореты, псессы, фатеи, досхи, дандарии и др. Все они были в подчинении или в зависимости от правителей Боспора. Таманский полуостров и прилегающие к нему территории к югу от Кубани занимали синды. По Черноморскому побережью античные авторы указывают керкетов, торетов, зихов и другие племена. Основной массив меотских племен – это коренное население Северо-Западного Кавказа, принадлежавшие к кавказской языковой семье. Исследователи доказали принадлежность меотов к одним из отдаленных предков адыгов.
Живший две тысячи четыреста лет назад грек Скилак Кариандский (или псевдо-Скилак) также приводит этноним «меоты» и определяет места их расселения: «Савроматы. От реки Танаися (современный Дон) начинается Азия, и первый народ ее на Понте (Черное море) – савроматы. Народ савроматов управляется женщинами... Меоты. За женоуправляемыми живут меоты... Синды. За меотами – народ синды, их область простирается и за пределы озера (Азовское море), и города в ней эллинские следующие: Фанагора, Кепы, Синдская гавань, Патус...».
Сведения, содержащиеся в древних источниках весьма кратки и разобщены, поэтому учеными предложено несколько вариантов локализации меотских племен. Наиболее подробную этнокарту составил В. П. Шилов, однако следует отметить, что его данные не подкрепляются письменными источниками, за исключением синдов и дандариев. На побережье Черного моря (от современного города Анапы до поселка Сенного) жили синды, на востоке их владения простирались до нынешнего хутора Красная Батарея. Тореты (керкеты) расселялись по побережью соответственно от Анапы до Новороссийска. Левый берег низовий Кубани занимали псессы, которые на западе соприкасались с синдами. На юге их территория ограничивалась Кавказским хребтом, а на востоке – рекой Афипс. Их северными соседями были фатеи. Дандарии населяли северную часть Таманского полуострова и побережье Азовского моря и реки Протоки, на востоке они граничили с фатеями, располагавшимися по правому берегу Кубани – от области дандариев до современного города Усть-Лабинска. На западе фатеи соседствовали с синдами, на юге – с псессами, на севере – с досхами, которые жили по побережью Азовского моря, вклячая дельты рек Протоки и Кирпили.
Повсюду на территории, занятой в древности меотскими племенами, имеются городища и могильники, связанные с различными этапами развития этой культуры.
Культура меотов складывается на заре железного века и продолжает развиваться на протяжении более, чем 10-ти веков, претерпевая значительные изменения и испытывая воздействие культур соседних народов и государств. В настоящее время выявлено одно поселение IX – VIII вв. до н. э. у села Красногвардейского (респ. Адыгея). Захоронения в протомеотских могильниках представляли собой неглубокие грунтовые ямы. Умерших хоронили на боку или вытянуто на спине. Рядом с покойником в могиле помещался погребальный инвентарь.
Основными источниками по истории, экономике, общественному строю и культуре меотов, как и других древних народов Северного Кавказа являются памятники археологии: поселения, грунтовые могильники и курганы. Поселения на ранней стадии развития представляли собой небольшие родовые поселки, расположенные по берегам рек. С конца V в. до н. э. они расширяются, появляются валы и рвы. Укрепленные поселения-городища оседлого населения известны в Закубанье.