6 класс.
Тема : Рассуждение.
ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждать - значит доказывать. Рассуждение - это тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
1. Представьте, что вам нужно рассказать о пеликанах не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого высказывания вы смогли бы отразить на одном снимке, а в каком случае - на нескольких снимках? Содержание какого отрывка текста вам вообще не удастся передать на снимке? Почему?
На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным розовым цветом. К голове был как будто приклеен клюв с кожаным мешком.
(По К Паустовскому. )
Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинув клюв, щёлкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой.
(По К. Паустовскому.)
Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и наличием подкожных воздушных мешков.
Что обозначает текст? признаки предмета
действия
предмета
причины свойств и явлений
2.Определите типы текстов предыдущего упражнения и докажите свой ответ, используя данные ниже опорные выражения.
Образец: Я думаю, что это высказывание является (описанием, повествованием, рассуждением), потому что ...
3.Какими типами текста вы воспользуетесь в сочинениях на данные темы? Есть ли связь между формулировкой темы и типом текста?
«Зачем мне нужна собака?» «Моя собака». «Как я однажды потерял собаку».
«Моя любимая игрушка». «Как я играл». «Почему я люблю играть в ...?»
4.Прочитайте текст. В какой части текста выражена его основная мысль (тезис)? Какие доказательства приводит автор, чтобы убедить читателя? О чём говорится в выводе и как он присоединяется к основной части? Как связаны между собой тезис и вывод?
Составьте план к тексту и напишите изложение.
Надо ли знать природу?
Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Бианки. Называется она «Сова».
Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало корову кормить. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
Смысл этой сказки не только в том, что'нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко-накрепко связано между собой.
Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву.)
Домашнее задание: напишите сочинение – рассуждение
Быть грамотным -это современно.