Лидия Михайловна задумывала дополнительные уроки, чтобы подкормить ученика, но у нее ничего не вышло. Тогда, зная что ему приходится добывать деньги на еду в азартной игре, сама предложила играть с ней в "пристенок". Этим самым мальчишка получил возможность выигрывать (учительница поддавалась) деньги на молоко.
Самолюбие помогло герою в двух случаях. Он не стал играть в "чику", заметив, что старшие жульничают. И он не согласился ужинать у учительницы французского после дополнительных уроков. Он понимал, что время голодное (послевоенное) и чужой рот в тягость.
Помощь была трех видов. Односельчане привозили продукты, переданные матерью, в райцентр, где учился мальчик. "Помог" соседский мальчишка Федька - он привел героя на поляну, где играли в "чику", пообещав что там можно выиграть денег. Настоящая и самая действенная помощь была от учительницы французского. Она не только нашла способ подкормить мальчишку, но и преподала ему урок доброты и милосердия, оставив в его душе глубокий след.