Выявление и анализ угроз в российском экспертном сообществе затруднено из-за наличия следующих факторов[1]:
в российском общественном сознании еще не преодолены самоуспокоение и благодушие, порожденные демонтажем политической системы СССР, переходом к рыночной экономике и ощущением отсутствия внешних и внутренних угроз для страны;
в российской доктрине национальной безопасности и связанной с ней военной доктрине не обозначены достаточно определенно потенциальные внешние и внутренние угрозы России, что ведет к отсутствию их четкой классификации и ранжирования по степени важности и сравнительной динамики их нарастания;
вследствие влияния вышеуказанных факторов отсутствует четкое понимание причин и источников возникновения этих угроз, а также механизмов их предотвращения;
нет ясного понимания различий между военной угрозой, военной опасностью, вызовом, риском, а также отсутствуют четкие грани перехода военно-политической обстановки от одного состояния к другому в ходе ее развития.
Если опираться на современную терминологию в данной области, то безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее свои функции через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.