ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И БАБА ГОРЫНИНКА (ЛАТЫГОРКА)
Баба Горынинка (Латыгорка) принадлежит к разряду женщин-богатырей, силы которых отличаются стихийными размерами. Имя сближает ее с Святогором и означает, повидимому, жительницу горной страны, повидимому, той же, где жил Святогор, т. е. прикавказской. В некоторых былинах она называется королевой Задонской, (т. е. страны, находящейся за Доном), что опять указывает на прикавказскую страну. Столкновение бабы Горынинки с Алешей Поповичем кончается тем, что баба схватывает Алешу за шиворот, сбрасывает его с коня и приказывает послать к ней на бой самого Илью Муромца, слава которого прошла от востока до запада. Борьба между Ильей и бабой идет упорная. Оба утаптываются в землю по колена. Илья, наконец, одолевает бабу и затем сближается с нею. По прошествии трех суток после победы Илья расстается с бабой, оставив ей перстень для своего будущего сына или дочери.
Сближение Ильи с поленицей бабой Горынинкой напоминает сближение Ильи с женой Святогора. Весьма возможно, что былина об Илье и бабе Горынинке есть не более, как вариант былины об Илье и жене Святогора.
БОЙ ИЛЬИ МУРОМЦА С СЫНОМ
Юный сын Ильи носит различные имена: Бориско, Збут, Сокольник, Соловник, Подсокольник; величается он иногда нахвальщиком (нахалом), татарином, а в некоторых былинах - Жидовином, из Жидовской земли (Жидовин - хазар, Жидовская земля - хазарская - прикавказская родина бабы Горынинки и ее сына). В былинах о Жидовине забыто, что Жидовин - сын Ильи. (...)
Название богатыря Жидовином могло, помимо воспоминаний о Хазарском царстве, проникнуть в былины из духовных стихов: в духовном стихе о Феодоре Тироне Константина Самойловича осаждает в Иерусалиме царь Июдейский, сила жидовская; в былине о хождении русских богатырей в Царь-град фигурирует Идолище Жидовское. С течением времени слова жидовский, жидовин должны были получить смысль врага вообще, как слово татарин, басурманин, которые также применяются к сыну Ильи.