В экспозиции нового музея на Куликовом поле будет представлена копия главной летописи Московского государства – Лицевого летописного свода XVI века. В ней мы находим самые ранние миниатюры о Куликовской битве. О том, как создавали древнерусские художники иллюстрированную рукопись, расскажут видеоролики.
Экспонат и видео будут представлены в разделе экспозиции, посвященном памятникам Куликовского цикла – письменным свидетельствам истории сражения. Процесс создания манускрипта - от подготовки листа и заточки перьев, до создания миниатюры в цвете – запечатлен в 5 роликах.
Для реконструкции страницы из Летописного свода использовали специальную бумагу, схожую с образцами XVI века. Инструменты каллиграфа - тоже из средневековья: текст писали с помощью гусиного пера, а для рисунка использовали свинцовый карандаш.
Воссоздать труд средневековых художников сотрудникам музея-заповедника помог профессиональный каллиграф из Москвы - Вячеслав Белоглазов.
В процессе этой работы мы узнали интересные факты. Вот некоторые из них.
Первая позиция Стандартный лист рукописи Летописного свода размером 22х37 сантиметров – немного меньше современного формата А3. На нем - 6-10 строчек текста и миниатюра, его иллюстрирующая. До наших дней сохранилось 10 томов Свода, по 1000 листов в каждом. Это порядка 17 000 миниатюр. В ходе эксперимента с Вячеславом Белоглазовым выяснилось, что в среднем на Лист Свода у художника уходило около двух дней. Соответственно, чтобы создать такой объем, один человек потратил бы на это более 93 лет.
Вторая позиция Бумагу для создания рукописей изготавливали на фабриках Западной Европы, в нашем государстве ее делать не умели.
Третья позиция Для работы использовались гусиные перья, но не все подряд, а только с крыльев птицы, да еще с самым толстым стержнем. Таких перьев у гуся всего по 3 - 5 штук на каждом крыле. Хватало такого пера на 3-4 листа рукописи. Вот и считайте: 10 000 листов в Летописном своде, исписанных и с нанесенными изображениями с двух сторон. Сколько перьев ушло на создание рукописи? У нас получилось порядка 1000 крыльев (как записали бы в средневековой «смете»).
Четвертая позиция Основу для чернил средневековые художники делали из ржавых гвоздей и «чернильных орешков» – это круглые наросты на листьях дуба. Все это заливали квасом или кислыми щами, и настаивали 3-4 дня в теплом месте.
Пятая позиция Краски для письма использовали 4 цветов – красный, зеленый, синий и охристый, все остальные оттенки получали путем смешивания. Синяя краска – всегда была самой дорогой, и в средневековых рукописях встречается очень редко. Но поскольку Лицевой летописный свод делали по заказу царя, синюю краску использовали в обилии.
Шестая позиция Над созданием Свода работали несколько специалистов. Одни рисовали миниатюры, другие их раскрашивали, а третьи писали тексты. Над ними был главный – редактор – он выделял из ранних летописей фрагменты, которые нужно было занести в Свод. У историков есть версия, что в этой работе принимал участие и сам царь Иван Грозный.
Седьмая позиция Иван Васильевич пытался представить историю Московского царства как часть Всеобщей истории. Соответственно, на первых страницах Свода мы встречаем библейские сюжеты, далее - события античной истории и, наконец, русского государства. Работа так и не была закончена, в фондах Государственного исторического музея сохранились листы с нераскрашенными миниатюрами.
Восьмая позиция Описание Куликовской битвы в Своде занимает приличный объем – 192 миниатюры, это примерно 10 часть тома (а всего их, как помните, десять). Возможно, Иван Грозный видел себя продолжателем великого дела князя Дмитрия Донского. В описании событий 1380 года прослеживается много параллелей с сюжетом о взятии Казани.