История правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года
на площади перед Парламентом был установлен механический
железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель — Джон П.
Найт (John Peake Knigh) — был специалистом по железнодорожным семафорам.
Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья
могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп»; и
опущенные под углом 45 градусов — можно двигаться с осторожностью. С
наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который
подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен
слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать
стрелу и поворачивать фонарь. Однако техническая реализация устройства
оказалась неудачной: скрежет цепи подъёмного механизма был настолько
сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не
проработав и месяца, 2 января 1869 года семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен.
Прототипами современных дорожных знаков можно считать таблички, на
которых указывалось направление движения к населённому пункту и
расстояние до него. Решение о создании единых европейских правил
дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже,
ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности
движения на городских улицах. Следующим важным шагом стало принятие
«Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве, на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз (СССР).Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение.
С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его
захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей.
Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и
передвигаться по Риму пешком либо наняв паланкин.
Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих
правил, в неё набирали в основном бывших пожарных из числа вольноотпущенников.
Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении
конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие
перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли
обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу — они высылали
впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда
хозяина.