Следует убедиться в том, что наше отношение к материальному достатку имеет прямую связь с нашей духовной жизнью, не в меньшей мере чем молитвы или другие стороны так называемой религиозной деятельности.
В глазах большинства, материальное положение прихода – словно реклама во время интересной телепередачи: нечто совершенно отдельное от самой программы, и по форме, и по содержанию. Сбор пожертвований полностью выпадает из церковной службы. Духовенство сплошь и рядом поддается соблазну сокращать и затушевывать в проповедях и разговорах с прихожанами все то, что касается денег, якобы ради пользы нашего главного дела – богослужения.
Материальные средства, как сами по себе, так и в своей связи с человеком, были в центре внимания Церкви на всех этапах ее истории. Все мы, как пастыри, так и миряне, должны твердо уяснить себе: совершенно недопустимо смотреть на них как на «грязную тематику». Напротив: во всех церковно-просветительных программах этой теме следует уделять то же почетное место, какое Сам Господь уделял ей, наряду с церковной догматикой и христианским благочестием. Каждый из нас, от иерея, служащего перед алтарем, до ребенка, впервые осеняющего себя знаком Креста, должен постоянно учиться отвественному отношению к материальному имуществу и к обязанностям, которые оно на нас налагает.
Итак, разговор о деньгах способен стать ключом к двери души человека, если не каждого, то очень многих. Тем самым, правильно поставленное церковное домостроительство оказывается магистальной дорогой духовного роста. Именно об этой возможности напоминают нам слова Спасителя о сокровище и сердце; поэтому так важно, чтобы у нашего домостроительства была прочная православная богословская основа.