Вопрос смысла музыки в европейской традиции поставлен давно, и он не только и не столько вечный, сколько проклятый. Отвечать на подобного рода вопросы – занятие неблагодарное, поэтому имеет больший смысл немного рассказать, как эта история о «смысле музыки» появилась и развивалась. Пифагорейцы отвечали на этот вопрос следующим образом: поскольку числовые соотношения, которыми описываются музыкальные интервалы, соответствуют числовым отношениям, которые собирают весь окружающий мир, то музыка – это отражение окружающего мира в гармоничном целом. В этой схеме человек (а он тоже собирается из числовых отношений) сопричастен числам, поэтому он воспринимает музыку как нечто естественное и побуждающее его к действию. Соответственно для пифагорейцев вопрос смысла музыки не стоял, потому что музыка была выражением вселенной в такой простой, доступной и понятной форме.