(1) В 1683 году Пётр I впервые увидел море и настоящие морские суда и принял участие в их плавании. (2) С тех пор морская стихия не отпускала его, овладев сердцем и разумом. (3) Из второго путешествия по Белому морю Пётр возвратился с неукротимым желанием приступить к строительству русского флота. (4) России в то время принадлежало два морских побережья — Беломорское и Каспийское. (5) Естественным было устремление к Белому, которое связывало страну с Англией, Голландией и другими странами. (6) В Москве далеко не все понимали эти устремления. (7) Пётр же понимал, что великая страна, её экономика требовали выхода к морю. (8) Он не мог тогда бороться за возврат Балтийского побережья России, там господствовала мощная держава.
(9) И повернул свои взоры на юг, к Азовскому и Чёрному морям.
(10) Нужен был флот. (11) И Пётр I написал в октябре 1696 года Боярской думе: «воевать морем, понеже зело блиско есть и удобно многократ паче, нежли сухим путём». (12) 20 октября 1696 года Боярская дума приняла «Статьи удобные...», в которых говорилось: «Морским судам быть...». (13) И именно от этого 20 октября начинается массовое строительство кораблей русского военно-морского флота. (14) Начали быстро строиться военные и транспортные суда. (15) На верфях в Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром и Сокольске кипела работа: строили галеры и струги. (16) Выстроенные в Преображенском галеры перевозились в Воронеж в разобранном виде и здесь собирались и отправлялись к устью Дона. (17) Корабли, галеры, брандеры, струги подошли к турецкой крепости.
(18) Флот принёс победу. (19) Азов пал.
(20) Надо было утверждаться на всём Азовском море, выдвигаться к Чёрному. (21) А для этого следовало продолжать создавать флот и построить гавани, ибо, как говорил Пётр I, «гавань — это начало и конец флота, без неё есть ли флот или нет — его всё равно нет». (22) 27 июля, после взятия Азова, Пётр стал на лодках объезжать побережье. (23) Как гласит легенда, на одном из мысов, или, как их здесь называли, рогов, вечером горели костры — то пастухи на таганах варили пищу. (24) Здесь, на таганьем рогу, и решили соорудить гавань для первого в России регулярного военно-морского флота...
(25) После 27 июня 1709 года, после блестящей Полтавской битвы, все европейские державы как бы проснулись от спячки и обнаружили на востоке Европы великое государство с первоклассным флотом, который подтвердил свою мощь победами при Гангуте, Гренгаме, Каспийском походе и действиями дальневосточных мореходов...
(26) К концу царствования Петра I русский военный флот был одним из самых мощных в Европе. (27) Он имел в своём составе 34 линейных корабля, 9 фрегатов, 17 галер и 26 кораблей других типов. (28) В его рядах было до 30 тысяч человек.
(По В. Ганичеву)
. В каком предложении фрагмента из романа В.Н. Ганичева наиболее полно выражена мысль о роли Петра Первого в создании могучего российского флота?
1) Предложение 11: И Пётр I написал в октябре 1696 года Боярской думе: «воевать морем, понеже зело блиско есть и удобно многократ паче, нежли сухим путём».
2) Предложение 12: 20 октября 1696 года Боярская дума приняла «Статьи удобные...», в которых говорилось: «Морским судам быть...».
3) Предложение 20: Надо было утверждаться на всём Азовском море, выдвигаться к Чёрному.
4) Предложение 26: К концу царствования Петра 1 русский военный флот был одним из самых мощных в Европе.