Прочитай текст и выполни задания к нему. Трус Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой и скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные камни и испугался. Остановился и с места не может сдвинуться. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится. А внизу, в море, в это время рыбак ловил рыбу. С ним в лодке была девочка, его дочка. Девочка иногда посматривала на берег, так что она видела всё, что происходило с мальчишкой, и поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и пальцем на него показывать. Мальчику стало стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. При каждой его попытке сдвинуться с места из-под ног начинали предательски осыпаться мелкие камешки, казалось – ещё мгновение, и он рухнет вниз, на острые камни. Ему осталось только притворяться, что сидит он здесь просто так, отдыхает и любуется морем, и будто ему очень жарко. Он даже снял с головы шапку и стал ею махать около своего носа. Вдруг подул ветер, вырвал удочку у мальчика из рук и бросил её вниз. Мальчику было жаль удочки, он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло. А девочка всё это видела. Она сказала отцу, тот посмотрел наверх и что-то сказал ей. Вдруг девочка спрыгнула в воду и зашагала к берегу, ловко ступая по каменистому дну. Взяла удочку и пошла обратно к лодке. Мальчик так рассердился, что забыл всё на свете и кубарем покатился вниз. - Эй! Отдавай! Это моя удочка! – закричал он и схватил девочку за руку. - На, возьми, пожалуйста, - спокойно сказала девочка. – Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно её взяла, чтобы ты слез вниз. Мальчик удивился и говорит: - А ты почём знала, что я слезу? - А это папа мне сказал. Он говорит: если трус, то, наверное, и жадина. (По Л.Пантелееву) Фамилия, имя __________________________________________________ Класс ______________ Задание 1: В тексте в основном рассказывается о том, □ как мальчик ловил рыбу □ что сказал отец девочке □ как вёл себя мальчик на берегу моря □ почему девочка решила взять удочку Задание 2: Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что □ не следует ходить одному по незнакомой местности □ притворство может выручить в неудобной ситуации □ спускаться с высокого, крутого берега лучше всего кубарем □ трусость и жадность – качества, часто сопутствующие друг другу Задание 3: От чьего имени идёт повествование? □ от лица мальчика □ от лица автора □ от лица девочки □ от лица отца девочки Задание 4: Прочитав текст, ты узнал, отец и дочь □ катались на лодке □ удили в море рыбу □ загорали на пляже □ купались в море Задание 5: После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что мальчику стало стыдно, потому что □ он кубарем скатился вниз □ ему было жаль удочки □ ему пришлось притвориться, что ему жарко □ он понял, что его испуг замечен девочкой Задание 6: В какой сборник можно поместить этот текст? □ Рассказы о дружбе □ Морские истории □ Поучительные истории □ Сборник сказок Задание 7: Чтобы пересказать этот текст другу, нужно составить план. Восстанови последовательность пунктов плана к тексту. □ Мальчик лишается удочки и пытается её вернуть. □ Неудачная попытка спуститься к морю. □ Девочка объясняет свой поступок. □ Свидетели трусости и старание скрыть её. □ Девочка подбирает упавшую удочку. Задание 8: Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно. Соедини линиями каждое слово из первого столбца с верным толкованием его значения из второго столбца. Слова Толкование слов □ прикрепить себя цепью к чему-либо; вцепился □ сразу исчезнуть, полностью разрушиться; □ с шумом упасть, обвалиться; рухнуть □ крепко схватить что-либо или кого-либо за что-нибудь; Задание 9: Какими чертами характера, качествами наделена девочка? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей. Черты характера, качества Примеры-подтверждения 1) 1) 2) 2) Задание 10: Понравился ли тебе этот текст? □ Да □ Нет Объясни, почему. ______________________________________________________________________________________