Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, «Мертвые души».
Авантюрность, реалистическая действительность, ощущение присутствия иррационального, философские рассуждения о земном благе – всё это тесно переплетается, создавая «энциклопедическую» картину первой половины XIX столетия.
Гоголь добивается этого использованием различных приёмов сатиры, юмора, изобразительных средств, многочисленными деталями, богатством словарного запаса, особенностями композиции.
Основой сюжета поэмы стала афера чиновника Павла Ивановича Чичикова. Суть ее заключалась в следующем. Перепись крепостных проводилась в России через каждые 10 лет. Поэтому крестьяне, умершие в период между переписями, по официальным документам (ревизской сказке) числились живыми. Цель Чичикова – скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги. Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ» Чичиков и путешествует по России.
Я прочел-(а) поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души» и теперь уважаю автора за то, что он сумел так точно и ярко создать образ «героя времени» - дельца-капиталиста, ставящего во главу угла наживу и собственную выгоду. Гоголь показывает, что такие люди, как Павел Иванович Чичиков, могут переступить через все, даже самое святое.
Гоголь оставил богатейшее литературное наследие. Персонажи его поэмы бездуховны, поглощены стяжательством и погоней за чинами, но не просто так их фамилии стали нарицательными. К сожалению, Коробочки, Собакевичи и Плюшкины распространены и в наши дни.