В нынешнее время в форме национальных религий сохранились лишь некоторые из них – это иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство, зороастризм.
Ученые считают, что широта распространения национальных религий осложнялась особенно тесной связью между этнической средой и ее верованием, когда, например, чужестранец никак не мог быть допущен к культовой практики
одавляющее большинство всех верований возникли как племенные культы, в которых преобладало многобожие (политеизм). Ученые объясняют его не столько неразвитостью самих религиозных миропредставлений, сколько именно многосоставной племенной структурой самих этносов того времени, которая и формировала такие же многосоставные религиозные пантеоны.
Позже возникают уже «авторские» учения (зороастризм, даосизм, конфуцианство, иудаизм) – сакральные тексты, где появляется некая универсальность, что делает возможным их выход за пределы создавшего их этноса. Однако существовавшая на то время прозелитическая практика (распространения веры, обращение в нее других), как правило, не отличалась чрезмерной активностью и насыщенностью.
Ученые отмечают, что, например, зороастризм уже в конце 1 тыс. до н.э. мог практически стать мировой религией, его распространение охватило римский и эллинистический мир и даже проникло на Тибет. Но на протяжении 4-8 вв. зороастризм был вытеснен из этой зоны исламом и христианством как такими учениями, где проявляется большая социальная универсальность.
Такая же история произошла и с манихейством.