Ситуация 1 Руководителю отдела вышестоящее начальство в целях сокращения сотрудников предписывает провести реорганизацию отдела таким образом, что распадается технологическая цепочка процесса, а результат реорганизации скажется очень нескоро. Руководитель стоит перед выбором: либо сохранить за собой "кресло" и развалить работу отдела, либо вступить в конфликт с вышестоящим начальством и отстоять принципиально важное решение. Как бы вы поступили на его месте? Обоснуйте свой выбор. Определите тип конфликта. Ситуация 2 Студент постоянно опаздывает на лекции, чем вызывает раздражение преподавателя. После многочисленных предупреждений преподаватель ставит условие: "Если вы опоздаете в следующий раз, я откажусь принимать у вас экзамен и не пущу в аудиторию". Студент снова опаздывает. Он останавливается перед дверью в нерешительности. Как ему следует поступить? Спрогнозируйте несколько вариантов поведения студента и преподавателя. Ситуация 3 Рассмотрим ряд конфликтов в деловых отношениях (руководитель – подчиненный). Представьте себе гипотетический коллектив, в который вы попадаете в качестве руководителя или сотрудника. Выбор роли за вами. Молодой руководитель (Р) приходит в коллектив с рутинным образом работы, разболтанной дисциплиной и сотрудниками, которые халатно относятся к работе. В его коллективе 5 человек. Назовем из А, В, С, D, K. 1. Руководитель дает задание сотруднику А; А объясняет, что задание в такой короткий срок он выполнить не сможет. Р настаивает. Тогда А вступает в спор и утверждает, что с заданием лучше справиться В или С. Найдите выход из конфликтной ситуации. 2. Подчиненный В, узнав, что ему собираются передать задание А, возмущается, ссылаясь на перезагрузку в работе и на то, что он получает слишком много заданий от других "разных" руководителей. Естественная реакция непосредственного начальника Р – недовольство. Инцидент налицо. Как выйти из конфликтной ситуации руководителю и подчиненному В, который явно в "пылу спора" создал нежелательную для себя конфликтную ситуацию? 3. Р в порядке общей проверки интересуется работой сотрудника С и выясняет, что С еще не приступал к заданию и явно не успевает выполнить его в сроки, поставленные первоначально. Р обвиняет С в том, что он умышленно затягивает работу; С просит часть задания передать Д. Как должен поступить Р, чтобы добиться результата в работе и не дать ситуации разрастись в коллективный конфликт? 4. При сдаче отчетов о проделанной работе оказывается, что Д сделал меньше всех и не справился с заданием. Р требует объяснения. В ответ Д говорит, что задание очень сложное, часть предложенной работы не входит в его компетенцию и отказывается от данного ему ранее поручения. Проанализируйте ситуацию. 5. Сотрудник К считает, что руководитель излишние придирчив к его работе, при этом он отказывается он задания, ссылаясь на плохое самочувствие. Как должен поступить руководитель? 6. Руководитель считает, что сотрудник К не соответствует своему должностному разряду, демонстрирует личную неприязнь к подчиненному и рекомендует ему уволиться (поискать другое место работы), но не имеет достаточных оснований для увольнения. Сотрудник считает притеснения несправедливыми, о чем заявляет руководителю. Проанализируйте конфликтную ситуацию с различных позиций. Спрогнозируйте развитие ситуации и пути выхода из конфликта.