Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным процессом. В состав огузов вошел как древний (в основном, тюркизированный) этнический компонент долины Сырдарьи и арало-каспийских степей, так и полукочевые и кочевые роды и племена Семиречья и Сибири. Первоначальное ядро огузской группировки формировалось в Семиречье, однако в процессе своего движения на запад оно значительно пополнилось за счет кочевого и полуоседлого населения территории Южного и Западного Казахстана. Приблизительно к середине YIII в. племена раннеогузской группировки стали оставлять пределы Жетысу. Это было связано с межплеменной борьбой после падения Западнотюркского и Тюргешского каганатов и образованием карлукской этно-социальной общности в Жетысу (766 г.). В последней трети YIII в. вожди огузов оказались на границах Мавераннахра, а около середины IX в. в союзе с кимеками и карлуками разгромили кангаро-печенежские племена и овладели долиной среднего и нижнего течения Сырдарьи и Приаралья.В самом конце IX в. после длительной борьбы огузская военно-племенная знать захватила политическую гегемонию в степях к северу от Приаралья и в союзе с хазарами нанесла жестокое поражение печенегам и овладела также междуречьем Урала и Волги.Арабские источники говорят о существовании у огузских династийных правителей своей резиденции еще до захвата ими низовьев Сырдарьи и Приаралья, она называлась Старой Гузией, и о ней говорилось как о столице.Бурные события второй половины VIII - конца IX вв. дали толчок для развития элементов государственной организации у огузских племен. Фактические данные письменных источников позволяют заключить, что огузы имели свою государственность, которая сложилась в конце IX - начале X вв.Среди огузов, преимущественно в степной зоне их расселения, доминировал монголоидный расовый облик, но имелись также и смешанные европеоидно-монголоидные, и другие типы.Государство огузов играло важную роль в политической и военной истории Евразии. В 965 г. между огузским джабгу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, направленный против хазар. Его результатом явился разгром Хазарского каганата. Военно-политический союз Киевской Руси с огузами обусловливался общностью их политических и торгово-экономических интересов. Разгром Хазарии способствовал росту политической мощи огузской державы, а также открывал русским купцам доступ к богатым рынкам стран Востока. В конце Х в. огузские джабгу совместно с русскими князьями нанесли крупное поражение и Волжской Булгарии.
На рубеже X – XI вв. огузское государство стало приходить в упадок. Учащаются восстания огузских племен, недовольных хищническим сбором налогов. Согласно огузским историческим преданиям, эти восстания падают на правление Али-хана, который пришел к власти около середины или в начале второй половины Х в.
Недовольство фискальной политикой джабгу было использовано вождями сельджуков, поселившихся близ Дженда еще в середине Х в. Сельджукские вожди стали во главе восстания против огузских правителей Янгикента и захватил Дженд. Однако они не оправдали возлагавшихся на них надежд и лишились поддержки масс. Повстанческое движение потерпело неудачу, и народные «смуты» были подавлены.
Все это способствовало укреплению власти Шахмелика – наследника и преемника Али-хана. При нем государство настолько усилилось, что огузы в 1041 г. захватили Хорезм. Но спустя два года Шахмелик – последний из известных нам по источникам джабгу огузов – попал в руки сельджуков и был казнен.Государство огузов пало под ударами кыпчакских племен. Значительные группы огузов под напором кыпчаков ушли в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая их часть перешла под власть Караханидов Мавераннахра и сельджукских правителей Хорасана. Остатки огузов, разбитых кыпчаками, в дальнейшем растворилось среди тюркоязычных племен Дешт-и Кыпчака. Огузы делились на две экзогамные фратрии: на бузуков и учуков, входивших соответственно в правое и левое крыло их войска. В каждую из групп входило племени, делившихся в свою очередь на две равные части. Судя по огузским историческим преданиям, бузуки относились к правому крылу, к числу «старших», а учуки – «младших» племен левого крыла. Бузуки пользовались большими привилегиями (по сравнению с учуками) при «избрании» верховного хана.