Эта работа о роли и значении художника в обществе.
Ключевые слова:искусство, вульгарность, духовность, художник,сталкер.
This work about a role and value of artist in society.
Keywords: art, vulgarity, spirituality, artist, stalker.
В каждую эпоху в обществе существовали художники, которые формировали эстетическое восприятие и наше отношение к действительности. Таких творцов мы называем художниками c большой буквы, духовными лидерами, гениями. Художник смотрит на окружающий мир слегка отстраненно, что помогает ему объективно оценивать события и, как следствие, помогает создавать, творить. Выбор художником темы произведения обусловлен его поисками истины. И насколько художественно, образно выразит это художник в своем произведении, настолько это передастся зрителю. Там где нет самого главного – духовного поиска, нет настоящего искусства; которое способно вызвать у зрителя духовное очищение [1].
Современный художник создает, творит по самым разным причинам. Это может быть – стремление к славе, к деньгам; одной из форм проявления свободы; один из способов самореализации, самоусовершенствования, самоутверждения, самолечения, расслабления. Но жизнь диктует свое и ставит художника в твердые рамки, ограничивая его свободу. У каждого художника свой путь, и, вследствие этого, такое большое количество в современном искусстве произведений, в которых отсутствуют духовность, художественность [1]. Иногда творцы идут на поводу у публики, что было, впрочем, во все времена. Одни бессознательно, другие сознательно. Искусство превратилось бизнес. А в бизнесе главное – прибыль. И тут, к сожалению, происходит противоположное: произведения не развивают духовно; а, наоборот, воспитывают плохой вкус, выдавая вульгарность за настоящее искусство [1]. Длительное время у нас недооценивали роль искусства, влияния на развитие общества интеллигенции. Да и что была в прежние времена интеллигенция? Всего лишь бесправная социальная прослойка. Унижалась роль художника в обществе. Тогда как он призван быть духовным лидером, бороться своим творчеством с бескультурьем, аморальностью, плохим вкусом.
Художник, как проводник в фильме А.Тарковского «Сталкер», где само движение по Зоне метафорично и становится притчей о внутреннем пути человека [2]; вводит зрителя в свою «зону», в свое пространство с правилами, загадками и испытаниями, понятными только ему.
Художник вводит зрителя в новый мир, открывает ему новое измерение; в котором человек переосмысливает себя, свои поступки, свое прошлое, испытывает новые ощущения, чувства, находит новые краски, запахи, звуки и ритмы жизни. В результате переосмысления прошлого происходит духовное очищение и преображение, которое, как правило, влияет на развитие человека, пробуждает у него интерес ко всему новому, делает его закаленнее. Это помогает ему строить свою личную жизнь дальше, строить свои взаимоотношения с людьми, найти свое место в жизни; гармонично вписываясь в сложный и меняющийся мир.
Художник, как проводник, в обществе необходим до тех пор, пока мы живем и работаем, творим и учимся, стремимся к гармонии и красоте, как внешней, так и внутренней. Мир, общество меняется, и в этом преображении Художнику отводится особая, ответственная роль.