Артеми́да (др.-греч. Ἄρτεμις, микенск. a-ti-mi-te[1]) — в греческой мифологии[2] девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности, покровительница охоты[3].Возможные этимологии имени — «медвежья богиня», «убийца» или «владычица»[4]. Культовыми животными Артемиды стали лань и медведица.Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос.В Троянской войне вместе с Аполлоном воевала на стороне троянцев.[источник не указан 396 дней]Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф[5]. Получила в подарок от Пана 12 псов[6]. Согласно Каллимаху, охотясь на зайцев, радуется виду заячьей крови[7].Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, пособница рожениц, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена —
олицетворение Луны; Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие
подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания
умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.Любопытны и не совсем понятны связи Артемиды с медведями. В Брауроне,
у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм
Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды
умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как
родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. Но
с этим же храмом был связан странный обычай: афинские девочки в
возрасте от пяти до десяти лет поселялись на некоторое время в этом
храме, назывались ἄρκτοι, «медведицами», и во время справлявшегося раз в
четыре года праздника Брауроний осуществляли, одетые в выкрашенные
шафраном одежды, какие-то церемонии в честь Артемиды. С этим обычаем
сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды[8].