Феномен самозванства в годы смуты кратко

0 голосов
130 просмотров

Феномен самозванства в годы смуты кратко


История (44 баллов) | 130 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Существует множество мнений и теорий о предпосылках и причинах Смутного времени. Хронология Смуты охватывает период с 1598г. по 1613г. В 1598г. умирает бездетный царь Фёдор. Отсюда главная причина Смутного времени:

1) Прекращение правящей династии Рюриковичей. Династический кризис вызвал "всеобщее смятение и брожение", а так же привёл к политической борьбе за власть.

Большинство дореволюционных историков считают, Что Смута есть "порождение предыдущего XVI века". Предпосылки зарождались ещё в период правления Ивана Грозного.

2) Опричнина привела к экономическому разорению большинства центральных уездов страны. Усугубила экономический кризис и затянувшаяся Ливонская война (1558-1582гг.), результатом которой было не только поражение, но и огромные людские жертвы и материальные потери. Издание законов временно отменяющих Юрьев день и увеличивающих срок сыска беглых.


Роковую роль в судьбе царя сыграли события 1601-1603гг., связанные с неурожайными годами и массовым голодом. Все попытки Годунова преодолеть препятствия неурожая: раздача бедным денег, бесплатная выдача хлеба из государственных хранилищ, организация платных строительных работ - не увенчались успехом. Цены на хлеб поднялись примерно в 100 раз. На волне массового недовольства начались крестьянские выступления. Недовольство властью сохранялось, оно во многом подготовило почву для появления самозванца.


Лжедмитрий I (1 июня 1605 - 17 мая 1606г.)

Лжедмитрий считался авантюристом, самозванцем, выдававшим себя за царевича Дмитрия Ивановича, чудесно спасшегося сына Ивана IV Грозного.

Существует множество версий о происхождении Лжедмитрия. По одной из них он - царевич Дмитрий Иванович, чудесно спасшийся от убийц, подосланных, по одной из версий Борисом Годуновым. Был якобы спрятан и втайне переправлен в Польшу..

В марте 1604 года король Сигизмунд III за помощь в войне со Швецией и участие в антитурецком союзе пообещал Лжедмитрию поддержку. Тот обязался в случае воцарения жениться на дочери воеводы Мнишка Марине, передать ей Новгород, Псков и уплатить Мнишеку 1 млн. злотых.

Осенью 1604 года во главе трехтысячного отряда польского "рыцарства" Лжедмитрий вступил в Россию. 21 января 1605 года Лжедмитрий I был разбит под селом Добрыничи Комарицкой волости, но укрепился на юге, в Путивле.

В мае 1605 года умер царь и часть войска во главе с Басмановым встала на сторону самозванца. 1 июня 1605 года в Москве вспыхнуло восстание, которое свергло правительство Годуновых. Федор Годунов (сын Бориса) вместе с матерью были убиты по приказу Лжедмитрия, а его сестру Ксению он сделал наложницей. Но позже по настоятельной просьбе родственников Мнишек Ксения была пострижена.


На рассвете 17 мая 1606 года вооруженный отряд под руководством Шуйского вошел в Кремль. С криком "Зрада!" ("Измена!") Лжедмитрий попытался убежать, но был жестоко убит.



Заключение

Самозванчество не представляет собой чисто русского явления, но ни в какой другой стране явление это не было столь частым и не играло столь значительной роли в истории народа и государства. Историю России нельзя написать, обходя проблему самозванчества: по словам Ключевского, "у нас с легкой руки первого Лжедмитрия самозванство стало хронической болезнью государства: с тех пор чуть не до конца XVIII в. редкое царствование проходило без самозванца". С начала XVII и до середины XIX в. едва можно обнаружить два-три десятилетия, не отмеченные появлением нового самозванца на Руси; в некоторые периоды самозванцы насчитываются десятками.

Таким образом, самозванчество и самозванцы сыграли большую роль в истории России. Но, несмотря на это, корни этого явления остаются до конца не выясненными. Понимание политико-исторических и социокультурных основ самозванчества открывает новые возможности объяснения его своеобразия. Исследования, которые проводились после данного явления, выявили, что самозванчество проявляется во взаимосвязи с политической культурой и дополняет целостное видение содержания процессов политической власти в российском обществе. В этом смысле самозванчество представляет собой явление, которое раскрывает сущность процесса политической власти и рассматривается как мотивированное политическое действие вследствие кризиса власти.

(22 баллов)