ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! Анализ рассказа "Пассажир" Набокова!!

0 голосов
150 просмотров

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! Анализ рассказа "Пассажир" Набокова!!


Литература (12 баллов) | 150 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Владимир Набоков – автор, чьи произведения не столь часто ставятся на подмостках театров. Известный широкой публике более как создатель «Лолиты», Набоков, меж тем, является разносторонним писателем, в творчестве которого раскрываются «вечные» истории любви и предательства, жизни и смерти, одиночества в толпе и жажды признания,вечного поиска смысла жизни и прочие околофилософские и околомистические темы.  Цикл берлинских рассказов, легших в основу драматургии Ирины Васьковской, повествует о маленьком человеке в поисках себя, об эмоциональной созависимости и о власти чувств над разумом, соблазнах и искушениях, которым мы подвергаемся ежедневно и ежесекундно. Набоков прожил в Берлине около пятнадцати лет, с этим городом в жизни писателя связано очень много личного и трагического – здесь убили его отца, здесь он впервые влюбился и был отвергнут, здесь нашел будущую жену, с которой прожил долгую жизнь. В немецкой столице были впервые опубликованы его рассказы и романы, и именно здесь к нему пришла литературная слава.  Основой для спектакля послужили рассказы «Пассажир», «Возвращение Чорба», «Сказка» и другие набоковские вещи берлинского периода творчества. Ирине Васьковской удалось соединить эти короткие тексты в одно целое, наполнив и взаимообогатив их смыслами, переходящими из одной сюжетной линии в другую.  Рассказ о рекламном агенте в поисках любви, встретившем самого Дьявола в женском обличии; трагедия новобрачного, потерявшего свою невесту; извечный спор между Писателем и Критиком; банальная история о влечении старика к юной нимфетке – все это сплавляется в единой истории о вечной борьбе Добра и Зла, Бога и Черта. Все эти герои, подобно пассажирскому потоку в час пик, проходят вереницей перед глазами зрителей, представая перед судом Всевышнего в лице Священника или ищущих ответов на вопросы у соблазнительной искусительницы с раздвоенным хвостом. Темная или светлая сторона – у каждого есть выбор, куда направиться на своем пути. Поддашься ли ты греховному искушению и соблазну, падешь ли под силой жизненных невзгод и обстоятельств, обретешь ли внутреннюю свободу или останешься навечно разрываем муками выбора? Быть может, некоторые ответы лежат в беседах Критика и Писателя, перманентно напивающихся и наблюдающих за всем этим безумством со стороны. Каждый герой – пассажир. По замыслу режиссера и драматурга все они едут в одном поезде под названием «Жизнь»: – Да, жизнь талантливее нас, – вздохнул писатель, постукивая картонным концом папиросы о крышку портсигара. – Иногда она придумывает такие темы... Куда нам до нее! Ее произведения непереводимы, непередаваемы... – Все права закреплены за автором, – улыбнувшись, подсказал критик. Вот маленький заикающийся клерк Эрвин в блестящем исполнении Игоря Кожевина. Нелепый, вызывающий жалость вперемешку с брезгливостью в своем стремлении собрать «гарем» из прекрасных девушек, он вдруг оборачивается одержимым болезненной страстью Казановой, поддавшимся искушению и не справившимся с грузом соблазна. Вот пожилой бюргер Келлер (его виртуозно сыграл Анатолий Жигарь) под каблуком у суровой, застегнутой наглухо супруги, похотливо вздыхающий о прелестях юной нимфетки Марихен. Вот убитый горем молодожен Чорб (в роли Чорба – Александр Хворов), сошедший с ума от потери любимой и погрузившийся в пучину воспоминаний о коротких мгновениях счастья, соединивших их вместе.  Вот госпожа Отт, соблазнительная дьяволица в четырех ипостасях (Валерия Газизова, Полина Саверченко, Екатерина Соколова, Анастасия Каткова), – властительница дум и повелительница мыслей несчастного Эрвина. Немаловажную роль в этой постановке играет сценография. Художественное пространство сцены – это один из главных героев пьесы, мастерски исполненный художником-постановщиком Владимиром Кравцевым. Отнюдь неслучайно спектакль идет в Малом зале театра – камерность создает все большую вовлеченность зрителя в происходящее. Малая сцена оборачивается большими перспективами. Звук льющейся из кувшина воды гулким эхом отдается прямо в барабанные перепонки, метровые буквы с острыми верхушками готического шрифта с холодным зеркальным блеском, кажется, надвигаются прямо на тебя и заполоняют собой весь мир, все пространство – и вот уже никуда не спрятаться и не скрыться от неизбежности происходящего. Световые проекции погружают нас в место событий или вызывают в нас определенный эмоциональный фон. Откидная вагонная полка, старый потертый руль от велосипеда, барный столик, трамвайный поручень, женский манекен – все эти детали создают определенный интерьер, отсылая нас к заданной сюжетной линии в рамках одной сцены, одного мира. Для каждого героя проложен свой маршрут следования.  Но поезд повествования вновь набирает ход, стучат колеса, интрига разворачивается и уводит зрителя все дальше, в дебри бессознательного на грани жизни и искусства. У каждого из персонажей – свой длинный путь и своя конечная станция. Но все ли доедут до нужной остановки?

(56 баллов)