Вокально-симфоническая поэма «Вечно живые» для симфонического оркестра и женского хора (вокализ) посвящена памяти героев, отдавших свою жизнь за счастье народа. Основные темы поэмы: вступление (широкая, жалобная тема), главная партия (драматически – напряжённая тема борьбы), лирическая тема женского хора (побочная партия, белорусская народная песня “Павей, ветрык”). В поэме прослеживается эволюция музыкальных образов от драматически-напряжённых к лирически-просветлённым. Яркость оркестровой партии, выразительность гармонии.
Народный артист Беларуси ^ Дмитрий Брониславович Смольский (род. 1937). Выразителен музыкальный язык композитора – от народной песенности, бытовой музыки до утончённо индивидуальных инструментальных интонаций. Симфоническое (симфонии, увертюры), камерно-инструментальное (струнный квартет, сонаты, вариации) творчество обозначено интенсивным синтезом мелодических, гармонических, тембровых средств. Наиболее значительные сочинения – оратории «Моя Родина», «Поэт», оперы «Сiвая легенда», «Францыск Скарына» - выявляют глубоко оправданную близость образного языка к народному творчеству. Жанру инструментального концерта (концерты для цимбал, фортепиано, концертино для скрипки, виолончели) характерны динамика развития мысли, смысловая насыщенность сольных партий. Утончённым психологизмом, экспрессией отличаются камерная оратория «Песни Хиросимы», сюита «Гульня святла». Многие особенности, типичные для камерно-инструментальной лирики Смольского, сконцентрированы в вокальных циклах на стихи белорусских поэтов. Высокая гражданственность отличает многие песни композитора. В своём многожанровом творчестве композитор смело и творчески использует национальные элементы и новые композиторские средства: додекафонию, алеаторику и сонористику. Разнообразна тематика и образный мир, философская глубина содержания лучших его произведений.