Проблематика конфликта: исторический обзор
Современная теория конфликта опирается на многовековую историю накопления и развития конфликтологических идей. Противоречия в природе, обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в человеческой душе, борьба между людьми, общественными классами, государствами - все это было предметом размышлений философов на протяжении тысячелетий.
Первые попытки понять и осмыслить место и роль конфликта в жизни человека и общества возникают в эпоху античности. Древнегреческий мыслитель Гераклит настаивал на том, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях. Он был одним из первых философов, кто указал на борьбу противоположных сил как на всеобщий закон, действующий в природе и обществе. «Враждующее соединяется, из расходящихся -прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу» \ «Вражда», «война», по его мнению, есть источник появления нового в мире. «Должно знать, что война общепринята, что вражда - обычный порядок вещей и что возникает через вражду...»2.
Единственный всеобщий закон, царящий в космосе, - это «война - отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим - людьми, Одних она сделала рабами, других - свободными» 3 . Эти слова Гераклита -одна из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития. Конфликты здесь выступают как непременный атрибут общественной жизни.
Если Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, то Платон рассматривал ее как величайшее зло. В учении философа получила свое развитие идея социальной дифференциации, из которой возникают конфликты. Согласно разработанной им этической трехступенчатой иерархии людей и их добродетелей: 1) в сословие низшей добродетели (самообладание, покорность) входят крестьяне и ремесленники, которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества; 2) добродетель мужества свойственна сословию воинов и чиновников, которые должны беспрекословно выполнять свой долг, охранять государство (извне - отражать нападение врагов, внутри -при помощи охраны законов); 3) добродетелью мудрости обладают правители, которые определяют законодательство и управляют государством . Что же касается рабов, то они, по мысли Платона, не обладают никакой добродетелью и выпадали из числа лиц, способных принять участие в политической жизни. В этом выражалась позиция Платона, ратовавшего за аристократическую форму рабовладельческого государства, способного подавлять конфликты насилием и угнетением.
Крупнейшим мыслителем Древнего мира, касавшимся проблем конфликтологии, был Аристотель. Его интересовали вопросы роли государства в преодолении возникавших между людьми конфликтов, важнейшим из которых были бесконечные войны. Он считал: «Государство принадлежит тому, что существует по природе, человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто ...живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; ...такой человек по природе своей только и жаждет войны» 2.
Аристотель рассматривал человека в качестве гражданина (политического существа), являющегося частью государства, которое выступает организационной формой преодоления конфликтов между людьми.
Деление людей на тех, кто властвует, и тех, кто должен подчиняться, он относил к естественным законам природы и считал, что для одного человека полезно и справедливо быть рабом, для другого - господином, а отсюда вытекает, что конфликт представляет собой естественное состояние общества, в котором господин должен обращаться со своим рабом как с «говорящим орудием». Важнейшие источники конфликтов, с его сточки зрения, коренятся в имущественном неравенстве людей и в неравенстве получаемых почестей .