Как часто взрослые замечают, что их восприятие окружающего мира отличается
от детского. Кажется, что с возрастом оно становится более тусклым, серым, обыденным, не оставляя места чудесам.
Героем своей сказки Антуан де Сент-Экзюпери выбрал ребенка. И это не случайно. Писатель всегда был убежден, что детское видение мира более правильное, более человечное и естественное. Представляя окружающий мир глазами ребенка, автор заставляет и нас задуматься о том, что мир должен быть не совсем таким, каким его делают взрослые. Что-то в нем не так, неправильно, и, поняв, что именно, взрослые должны постараться исправить это.
Слушая рассуждения Маленького принца, следя за его путешествиями, приходишь к выводу, что на страницах этой сказки сосредоточена вся человеческая мудрость.
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» , — говорил Маленькому принцу его новый друг Лис. Вот почему маленький золотоволосый герой сумел разглядеть барашка сквозь дырочки в нарисованном ящике. Вот почему он понимал глубинный смысл человеческих слов и поступков.
Конечно, самого главного нельзя увидеть глазами, даже если надеть очки или смотреть в микроскоп. Иначе как можно объяснить любовь Маленького принца к розе, оставшейся в одиночестве на его небольшой планете? К самой обычной розе, каких тысячи в одном только саду на Земле? И способность автора-рассказчика видеть, слышать и понимать то, что доступно слуху, зрению и пониманию только самых маленьких читателей планеты Земля, тоже было бы непросто объяснить, если бы не эта простая и мудрая истина: зорко одно лишь сердце.
Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью.. . По мнению Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений.
"Маленький принц",действительно- философская сказка. И, следовательно, за казалось бы простым, незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл.
Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
Одна из ключевых философских тем сказки “Маленький принц” - тема бытия.
Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность.
Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное.
Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности.
Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.
“Маленький принц” не просто сказка-притча в традиционном виде, а приспособленный
к проблемам нашего времени ее вариант, содержащий множество деталей, намеков, образов, взятых из реалий XX столетия.
"Маленький принц"- это "детская" книга для взрослых изобилует символами, и символы ее прекрасны, потому что они кажутся одновременно прозрачными и туманными. Главное достоинство произведения искусства заключается в том, что оно выражает само по себе, независимо от абстрактных концепций. Кафедральный собор не нуждается в комментариях, как не нуждается в аннотациях звездный небосвод.
Подобно тому, как "Алиса в Стране Чудес" была одновременно и сказкой для девочек,
и сатирой на викторианское общество, так и поэтическая меланхолия "Маленького принца" заключает в себе целую философию.