СКАЗОЧНЫЕ БОГАТЫРИ (экиэт батырзары), герои баш. богатырских сказок, наделенные необыкновенной физ. силой и сноровкой. В основе сюжета богатырских сказок - повествование о чудесном рождении и детстве героя, о борьбе с могучими противниками и его победе.
В баш. сказках чудесное рождение батыра может происходить от вынужденного сожительства женщины с ж-ным, напр., с медведем ("Аюголак"), с волком ("Волчий сын Сынтимер-пехлеван") или непосредственно от самого ж-ного ("Будансы-батыр"), из колена одинокой старушки ("Тубык-батыр"), из глыбы или скалы ("Алп-батыр"). Рождение Арпа-батыра, Тимербулата, Алма-батыра и Алмабики, героев одноименных сказок, связано с чудесным зачатием от съеденного матерью ячменного зернышка, рыбы или яблока, заговоренного куриного яйца. Популярны у башкир сказки о батыре, вылепленном из теста ("Камыр-батыр", "Икмек-бай" и др.), или о богатырях, родившихся у семидесяти-восьмидесятилетних стариков ("Алтындуга-батыр", "Юлбат", "Бииш-батыр" и др.), бездетных стариков ("Тимерхан") и др. Чудесное рождение героя подчеркивает необыкновенность богатыря, обосновывает его будущие подвиги, совершение к-рых непосильно простому человеку. Чтобы совершить подвиги, он уходит из дома, мотивируя уход определенными причинами: повидать свет и себя показать, найти равных себе силачей; поиски исчезнувшей царевны, похищенной матери, жены, сестры, девушки-красавицы, к-рую увидел во сне или на портрете, жеребенка, чудесной птицы, живой воды и т.д.; желание принять участие в состязании женихов царевны, попасть к царю на службу и др. В отд. случаях герой изгоняется отцом из дома. Героич. сюжет связан со столкновением батыра с врагами и притеснителями людей, похитителями девушек и женщин (дэвом, аждахой, иргаилем).
С.б., как правило, возвращается домой с невестой и создает счастливую семью. Он освобождает народ от притеснений, рабства и часто, взяв власть в свои руки (или будучи избранным царем), устанавливает в стране равенство, справедливость, мир. Так в образе С.б. воплощаются вековые чаяния и устремления народа.