АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 17 века, религиозно-политический и социальный конфликт, принявший форму гражданской войны и повлёкший радикальные перемены в общественных отношениях и способах правления в Англии.
Причины и предпосылки революции. Английская революция обусловлена целым комплексом социально-экономических, религиозно-идеологических и политических предпосылок. В экономической истории Англии наиболее рельефно проявились общеисторические закономерности перехода европейского средневекового общества к буржуазному строю. Но сохранялась и определённая специфика: ломка традиционного способа производства, ввиду исторически сложившейся ориентации Англии на европейский рынок шерсти, началась здесь раньше в сельском хозяйстве, чем в городской промышленности, предопределив более интенсивное развитие рассеянной мануфактуры именно в деревне. Это придало особую остроту аграрному вопросу и прежде всего проблеме копигольда (смотри Копигольдеры). От того, могли ли быть превращены крестьянские держания на земле лорда в свободную собственность (смотри Фригольдеры) на основе общего права, зависела судьба крестьянства. В борьбу за землю между крестьянством и новым дворянством (джентри) на стороне последнего вмешалась буржуазия, т.к. земля в то время всё ещё была объектом самого прибыльного вложения капитала и во многом основой социального престижа. Но сеньориальное право владения землёй не позволяло ей свободно переходить из рук в руки, что не устраивало ни буржуазию, ни джентри.Одна из особенностей Английской революции проявилась в том, что идеология Реформации, принявшая в Англии форму пуританизма, играла здесь революционно-мобилизующую роль. Это вероучение укоренилось при Елизавете I Тюдор - поборнице англиканской церкви, воспринявшей часть догматики кальвинизма, но оставившей нетронутыми те стороны культа, которые были несовместимы с обрядовой системой пуританизма. Ещё большее практические значение имели организационные расхождения пуритан с Англиканской епископальной церковью, ставшей инструментом королевского абсолютизма. Вместо назначаемых короной епископов и клириков часть пуритан (пресвитериане) выбирала проповедников общинами верующих, управляемыми пресвитерами. Принцип выборности был для этой части пуритан средством подчинить церковь интересам антиабсолютистской оппозиции.