Блок: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ** БЕНЗИН Рассмотрим реально функционирующее частное...

0 голосов
41 просмотров

Блок: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА БЕНЗИН Рассмотрим реально функционирующее частное предприятие, занимающееся розничной торговлей автомобильным топливом через сеть собственных автозаправочных станций (АЗС). В 1999 г. предприятие владело сетью из 20 автозаправочных станций, расположенных в Москве и Московской области. Бензиновый рынок столицы к этому моменту стал устойчивой структурой со своими жёсткими правилами. Отпускные цены на бензин устанавливала Московская ассоциация в виде вилки, а продавцам разрешалось изменять цены в границах данной вилки. Например, ассоциация сообщала, что отпускные цены на бензин А-92 с 20 марта 2000 г. в Москве будут в пределах от 6,30 до 6,70 руб. за 1 литр. И фирмы-операторы устанавливали цены у себя на АЗС в этих пределах, но с учётом цен на соседних автозаправочных станциях в их районе. Так, одна и та же фирма могла иметь отпускную цену на А-92 в размере 6,70 руб./л в районе Рижского вокзала и 6,40 руб./л на МКАД. Для большинства покупателей бензина цена являлась доминирующим фактором спроса на рынке нефтепродуктов в Москве и Московской области. Покупатели реагировали на изменение цен на бензин даже в пределах 0,1 руб./л. Поэтому наше предприятие было вынуждено снизить цену на одной из АЗС, расположенной на МКАД, с верхней границы вилки до нижней границы из- за значительного уменьшения объёма выручки после того, как сначала была установлена цена по верхней границе. В августе 1998 г. произошел дефолт, что привело к резкому обесценению рубля по отношению к доллару США. Резкое ухудшение финансового состояния потребителей привело к тому, что уменьшился спрос на бензин. До дефолта расходы на бензин занимали небольшую часть в бюджете среднестатистической московской семьи. После дефолта на фоне общего снижения реальных доходов и роста цен доля расходов на бензин в семейном бюджете значительно возросла. Это спровоцировало уменьшение спроса на бензин среди населения, получавшего зарплату в рублях. Наша АЗС продавала ежедневно 24 000 литров бензина до дефолта в 1998 г., когда 1 литр бензина в среднем стоил 2 руб. 50 коп. В середине 1999 г. объем продаж составил 16 000 литров в день при средней цене бензина 6 руб. 50 коп. Обменный курс до 17 августа 1998 г. составлял: 1USD = 6 руб. Курс американского доллара в середине 1999 г. равнялся 24 руб. Таким образом, средняя цена бензина в долларовом выражении до дефолта была 0,42 долл. за 1 литр, а через год — 0,27 долл. за 1 литр. 1. В тексте перечислены основные факторы спроса на бензин. Назовите их. Какие еще факторы могут оказывать воздействие на спрос на бензин в данном регионе? 2. Рассчитайте эластичность спроса на бензин по цене бензина, выраженной в рублях. 3. Рассчитайте ценовую эластичность спроса на бензин, приняв в качестве денежной единицы доллар. 4. Не показалось ли вам странным значение коэффициента ценовой эластичности спроса, полученное в п. 3? Если да, то как вы можете объяснить эту странность?


Экономика (107 баллов) | 41 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Сокращение дохода в долларовом эквиваленте было четырехкратным, так как курс доллара вырос в 4 раза, а рублевый доход большинства потребителей не изменился. Таким образом, помимо изменения цены бензина наблюдалось еще и снижение реальных доходов российских граждан. Оба этих фактора, воздействующие на спрос, действовали одновременно и разнонаправленно. Уменьшение реальных доходов потребителей бензина привело к существенному снижению спроса на бензин. То, что цена при этом сократилась почти на 40%, вызывая увеличение спроса на бензин, не смогло компенсировать более сильное влияние, оказываемое на спрос резким падением доходов населения. 

(30 баллов)