1. Укажите правильное утверждение. а) Слова и словосочетания связываются только по смыслу. б) Словосочетание, в котором зависимое слово выражено именем существительным, называется именным. в) По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными и восклицательными. г) Предложение, состоящие из одной грамматической основы, называется односоставным. 2. Письменно ответьте на вопрос: какие предложения называются побудительными? 3. Укажите именные словосочетания: а) притворить дверь; б) мимолетный взгляд; в) приехать вовремя; г) непривычно тих. 4. Составьте и запишите два именных словосочетания. 5. Укажите словосочетания, в которых допущены речевые ошибки: а) оплатить за проезд; б) отзыв на книгу; в) опираться на факты; г) непривычно тих. 6. Составьте и запишите словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова из скобок: к награде, слово (предоставить, представить) 7. Укажите повествовательные предложения: а) Ковер зимы покрыл холмы, луга и долы. б) представьте себе обрывистый берег быстрой реки. в) Какой роскошный букет роз стоит на столе! г) Посмотрите на этот полевой цветок. 8. Составьте и запишите повествовательное предложение. 9. Укажите односоставное предложение. а) Где-то в темном углу потрескивал сверчок. б) Из песни слова не выкинешь. в) Первые шаги весны. г) Утренний ветерок чист и свеж. 10. Составьте и запишите односоставное предложение. 11. Укажите сложные предложения. а) Птица ловко пряталась в хвое, мелькала среди бурелома и снова пропадала бесследно. б) Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям. в) И каждый день по-своему чудесен, и каждый вечер чем-нибудь хорош. г) Ветер не успел остыть от дневной жары. 12. Составьте и запишите сложное предложение. Вариант 2 1. Укажите правильное утверждение. а) По принадлежности главного слова к определенной части речи различают два вида словосочетаний: именные и глагольные. б) Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием. в) Предложения, которые содержат в себе какое-то сообщение, называются побудительными. г) Предложения, включающие в себя две или более грамматические основы, называются двусоставными. 2. Письменно ответьте на вопрос: какие предложения называются односоставными? 3. Укажите глагольные словосочетания: а) неожиданно примолкнуть; б) развевающийся флаг; в) присутствовать на митинге; г) чтение книги. 4. Составьте и запишите два глагольных словосочетания. 5. Укажите словосочетания, в которых допущены речевые ошибки: а) уверенность в победу; б) заведующий аптеки; в) отчет о работе; г) директор магазина. 6. Составьте и запишите словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова из скобок: проезд, штраф (уплатить, оплатить) 7. Укажите побудительные предложения: а) Июльский сумрачно-теплый лес неспешно готовился отойти ко сну. б) Не спеши языком, торопись делом. в) Взгляните на это небо, на эти звезды! г) Небо вечером бывает зеленое. 8. Составьте и запишите побудительное предложение. 9. Укажите двусоставное предложение. а) Вершины деревьев почти смыкались над головой. б) Вкусно запахнет ржаным хлебом из пекарни. в) Деревья понемногу выступали из тьмы. г) Волков уже не было. 10. Составьте и запишите двусоставное предложение. 11. Укажите простые предложения. а) Ива, дуб и две яблони облокотились на них своими раскидистыми ветвями. б) И хочется человеку выйти поскорей на простор, на свет. в) Ветер разодрал тяжелую массу облаков, и на небе сверкнул розоватый луч солнца. г) Подули холодные сибирские ветры. И облетели рыжие листья. 12. Составьте и запишите простое предложение.