Обе комедии относятся к классицизму.
В этих классических произведениях образно воплотились
принципы рационализма, “высокой” красоты, иерархичности
жанров и идеал гражданской добродетели.
Структура комедий строго упорядочена.
Пьесы почти одинаковы по объему
(по 60-70 страниц среднего формата),
делятся на пять актов, а каждый акт – на несколько явлений.
Примерно совпадает и число действующих лиц – по 15-20
персонажей.
В основном соблюдаются три знаменитых классицистических
единства: действие разворачивается быстро и целеустремленно,
конфликты обозначены четко и ведут к вполне благополучным
для положительных героев финалам, все происходит в одном
доме и в течение немногих часов.
Правда, образцов величественной красоты нет в пьесе Мольера,
но жанр комедии и не требует её непосредственной демонстрации.
Зато положительные герои обязательно выступают в роли
резонеров (французское “резон” – разум), мыслителей и
наставников.
Юный Клеонт защищает принципы чести и отвергает
низкопоклонство. Софья, Милон, Правдин и Стародум
хором возвеличивают добродетель и осуждают злонравие.
Можно только восхищаться подобной упорядоченностью
этих пьес. И удивляться их долголетию.
Ибо давно уже ушли в прошлое персонажи комедий, а
проблемы чванства, глупости, лени, жестокости, лицемерия
остались.
В дополнение можно сказать, что в обеих комедиях
присутствует ирония по отношению к главным героям,
высмеиваются их отрицательные черты.
Комедии Мольера и Фонвизина начинаются “костюмными”
сценами: Журден, распираемый тщеславием, демонстрирует
учителям свои “дворянские” обновки, а Простакова
отчитывает портного Тришку за слишком узкий кафтан
для Митрофанушки.
В комедии Фонвизина, Митрофан воспитывается
вынужденно, из за моды быть грамотным и желает на
жениться на"приданном"Софьи.
а господин Журден стремится завоевать уважение
знатных господ, сватовством к маркизе и обучением
разных наук и языков.
Желает придать себе превосходство и значимость.
В обеих же пьесах герои оказываются в таком
положении, что всё раскрывается, и автор
посрамляет их:
порок наказан, а добродетель-торжествует.